Идеология оскудела
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Идеология оскудела

Идеология оскудела

Пропаганда в российских и американских СМИ стала одинаковой

Ведомости от 28.01.21

Еще пару-тройку лет назад все было в порядке. Западные СМИ привычно клеймили нарушения прав человека в России. Российский официоз отвечал, что наша страна стоит на страже традиционных ценностей – не то что у них там, на Западе. Мировая медийная машина работала на принципах «политики ценностей». Поскольку ценности были отдельные, то разной была повестка и направление перепалки.

С тех пор что-то сломалось. Пропагандистские машины генерируют нарративы, которые почти не несут отпечатка разных идеологий, повторяя друг друга чуть ли не дословно. Воскресный рассказ «Вестей недели» на канале «Россия» о митингах 23 января практически неотличим от репортажа CNN о событиях в вашингтонском Капитолии двумя неделями ранее. Западные политики озабочены тем, что Россия отказывает своим гражданам в праве на инакомыслие и «возвращается в сталинскую эпоху». Но и российские чиновники сетуют на цензуру в американских социальных сетях, а наши государственные СМИ сравнивают преследование инакомыслия в Америке с «четырьмя миллионами доносов» в сталинском СССР. Если дело пойдет так и дальше, то Марии Захаровой и Джен Псаки можно будет использовать пресс-релизы друг друга, меняя в них только название государств.

Столкновение ценностей уступило место борьбе порядка с беспорядком. А объяснение происходящего все чаще сводится к заговору. Воду мутят, как известно, агенты. В США – русские, в России – западные. Попытки отрицать очевидные параллели выглядят все более беспомощно. Бывший посол США в России Майкл Макфолл называет идиотами тех, кто сравнивает «храбрых демократических демонстрантов в Белоруссии» с «необузданными автократическими головорезами в Капитолии», и тут же обещает блокировать последних у себя в аккаунте. Пользователи отзываются ироничным хештегом «#это_другое».

Инфляция аргументов и ценностей неизбежно оборачивается запретами. «В контакте» банит страницы с призывами выходить на протесты в России. Facebook и Twitter блокируют сторонников Трампа, а также без всяких объяснений аккаунты левых сообществ и активистов, которых в симпатиях к бывшему американскому президенту заподозрить нельзя. Но запреты – оружие обоюдоострое. Посольство США считает, что «удаление из социальных сетей частной компанией ни в коей мере не влияет на способность людей выражать свое мнение на других площадках или с помощью различных средств массовой информации». Но повлияет ли на способность выражать свое мнение «удаление некоторых частных американских социальных сетей»?

У правящих элит нет никакой альтернативы идеологии ценностей. Ее стремительная девальвация превращает медиа в голый агитпроп, который повсюду повторяет одно и то же. Такая пропаганда больше ничего не объясняет и не оправдывает, просто констатирует волю правителей. Но крах идеологии ведет к распаду системы управления массами. Если их нельзя убедить или даже обмануть, то заставить повиноваться можно только силой. Однако, как известно, «на штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя».

 

Все новости ПП

 

 

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…