ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ГТЛК прогнозирует дефицит отечественных гражданских судов в ближайшие годы
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ГТЛК прогнозирует дефицит отечественных гражданских судов в ближайшие годы

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ГТЛК прогнозирует дефицит отечественных гражданских судов в ближайшие годы

В Минпромторге говорят о плане сдать 111 судов в 2024 году, а целевые значения впоследствии выше

Ведомости от 30.05.24

Производство гражданских судов в России в ближайшие три года не будет поспевать за спросом, следует из обзора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). С документом ознакомились «Ведомости».

В 2024 г. отечественные верфи выпустят в общей сложности 74 судна при ожидаемом спросе в 112 единиц.

Структура производства на этот год предполагает выпуск 17 пассажирских судов, шести танкеров, 15 сухогрузов, 14 промысловых судов, трех буксиров, 18 земснарядов и одной плавучей платформы. Для сравнения: оценочные потребности потребителей на этот год включают 27 пассажирских судов, восемь танкеров, 24 сухогруза, 23 промысловых судна, пять буксиров, 24 земснаряда и одну платформу.

В последующие годы, как предполагает ГТЛК, разница между спросом и производством будет уменьшаться, но в основном за счет сокращения спроса, а не за счет роста выпуска судов. Например, в 2025 г. прогнозируемый спрос на отечественные суда составляет 101 единицу, тогда как выпущено их будет всего 77. Соотношение спроса и фактического выпуска на 2026 г. – 95 и 74 соответственно, следует из документа.

В своих расчетах лизинговая компания использует данные из перечня критической промышленной продукции в судостроении на 2024 г. и плановый период 2025-2026 гг., регламентированного приказом Минпромторга №1353 от 29 марта 2024 г., следует из обзора. Представитель ГТЛК пояснил «Ведомостям», что компания в своих прогнозах «отталкивалась от единственного имеющегося актуального официального документа».

При этом курирующий промышленность первый вице-премьер Денис Мантуров в мае, выступая в Госдуме, приводил иные данные. По его словам, российские верфи планируют сдать в этом году более 110 гражданских судов против 108 годом ранее (цитата по ТАСС).

Приказ № 1353 не учитывает полную заявленную различными заказчиками потребность, в том числе в судах и объектах морской техники, заявил «Ведомостям» статс-секретарь – замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Он добавил, что цифра, названная Мантуровым, – более 110, «а точнее, 111 судов» – корректна и включает в себя все запланированные к сдаче в этом году суда.

Целевые значения по выпуску в стране гражданских судов также зафиксированы в стратегии развития судостроения до 2035 г., и они еще больше тех, которые назвал Мантуров. Согласно текущей версии документа, в 2023 г. отечественные корабелы должны были выпустить 138 судов (водоизмещением более 80 т), план на 2024 г. составляет 159 единиц, на 2025 г. – 189, на 2026 г. – 202 судна.

Но стратегия была утверждена еще в 2019 г. И сейчас, по словам Евтухова, в нее вносятся изменения. Он уточнил, что в III квартале она должна быть актуализирована во взаимосвязи со стратегией Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «Мы со своей стороны видим большую потребность регионов в обновлении пассажирского флота, грузовладельцев – в грузовых судах для коридора «Север – Юг». Важно, чтобы эта потребность была обеспечена платежеспособным спросом», – подчеркнул чиновник.

Производство в этом сегменте в 2024 г. поддержит рост перевозок морским и речным транспортом, следует из обзора ГТЛК. Так, объем грузоперевозок по внутренним водным путям вырастет в этом году на 13% к 2022 г. до 123 млн т, а речных пассажирских перевозок – на 15–17%, отмечает ГТЛК, ссылаясь на оценку Росморречфлота. Абсолютных показателей по речным пассажирским перевозкам в обзоре не приводится. Перевалка в морских портах РФ вырастет, согласно приводимым данным, на 7% до 950 млн т.

ГТЛК в прошлом году передала в лизинг судоходным компаниям 15 судов, сказал «Ведомостям» представитель компании. До конца 2024 г. планируется передать лизингополучателям свыше 40 судов, добавил он. Производство ограничивают нехватка зарубежных узлов и электрооборудования, кадровый дефицит в судостроении, недостаточное развитие технологической и проектной базы российского судостроения по отдельным направлениям – например, рыболовецкого флота, крупнотоннажного судостроения и др., продолжает собеседник.

ОСК в январе планировала передать заказчикам в 2024 г. 36 судов гражданского назначения против 25 годом ранее. Перспективную потребность в гражданских судах для российских судовладельцев до 2035 г. ОСК оценивала в 589 шт. в конце 2023 г. («Ведомости» писали об этом 23 января 2024 г.). Совокупная стоимость этих заказов – 1,36 трлн руб. Представитель ОСК от комментариев отказался.

Расхождения в планах строительства судов вызывают сомнение в том, что профильные структуры обладают корректной информацией о ситуации в отрасли, говорит директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев. При этом реальный спрос на суда остается неопределенным, поскольку у регуляторов отсутствует единый методический подход к оценке потребности в такой технике, подчеркивает аналитик. «Нет ни привязки судов к конкретным проектам, ни указаний ледовых классов, ни дедвейтов», – резюмирует он.

По словам Григорьева, сейчас у российских корабелов нет собственных компетенций в крупнотоннажном (водоизмещением более 80 000 т) судостроении. Поэтому краткосрочные планы развития крупнотоннажного флота для российских заказчиков связывают с постройкой судов на китайских верфях, объясняет он. «В долгосрочной перспективе речь идет о строительстве новой верфи в России, скорее всего на северо-западе, но это горизонт пяти-семи лет», – добавил аналитик.

Мантуров в мае говорил, что решение о строительстве новой верфи для нужд Северного морского пути будет принято до конца текущего года.

Прогноз ГТЛК можно считать базовым с точки зрения реализации в этом году, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он не исключил, что сдача некоторых категорий судов может быть перенесена с 2024 на 2025 г. из-за дефицита кадров на верфях, недостаточного уровня автоматизации производства и санкций. В основном они сказались на сроках производства рыболовецких судов, где доля импортного оборудования наиболее высока, уточнил Бурмистров.

Более оптимистичные прогнозы сейчас выглядят недостижимыми, равно как и планы, отраженные в отраслевой стратегии, – даже с учетом предполагаемой трансформации ОСК, которая в 2023 г. была передана в управление ВТБ, продолжает аналитик. Без серьезной финансовой поддержки работать отрасли будет «крайне тяжело», констатировал он. Для модернизации производственных мощностей корпорации потребуются капвложения на уровне почти 2 трлн руб. до 2035 г., писал РБК в конце прошлого года.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Движение – это жизнь! Но лежание – это хорошая жизнь!