Грузооборот морских терминалов Мурманска в первом полугодии заметно снизился
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Грузооборот морских терминалов Мурманска в первом полугодии заметно снизился

Грузооборот морских терминалов Мурманска в первом полугодии заметно снизился

Перевалка снижается из-за ухудшения рыночной конъюнктуры и высоких затрат на транспортировку грузов в порт

Стивидорный холдинг «Портовый альянс» зафиксировал резкое снижение грузооборота в морских терминалах в Мурманске. В январе – июне 2025 г. в Мурманском морском торговом порту (ММТП) этот показатель сократился почти на 15% по сравнению с уровнем первого полугодия 2024 г. до 6,2 млн т, сообщила 14 июля пресс-служба компании.

В Мурманском балкерном терминале (МБТ), специализирующемся на минеральных удобрениях, грузооборот в первом полугодии снизился на 8% до 1,6 млн т. При этом удобрения остаются одним из немногих видов грузов со стабильно растущим объемом перевозок по железной дороге, отмечают в пресс-службе «Портового альянса».

Основными причинами снижения грузооборота в «Портовом альянсе» считают ухудшение рыночной конъюнктуры, а также высокие затраты на транспортировку грузов в порт Мурманск.

Другие предприятия холдинга в первом полугодии продемонстрировали в основном положительную динамику. «Дальтрансуголь» отправил на экспорт 8,4 млн т грузов, что на 27% больше, чем в январе – июне 2024 г. Туапсинский балкерный терминал отгрузил на экспорт 1,32 млн т минеральных удобрений – на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Находкинский Малый порт незначительно сократил грузооборот – на 1% до 1,8 млн т. Терминал Port Favor, который был запущен в декабре 2024 г., отправил на экспорт 311 000 т аммиака.

Общий грузооборот терминалов холдинга в январе – июне вырос на 6% и составил 19,7 млн т по сравнению с аналогичным периодом 2024 г., отметили в компании.

По оценке ММТП, на снижение грузооборота порта в первом полугодии повлияли несколько факторов, при этом ключевыми причинами были санкционное давление и смещение логистических потоков в порты Дальнего Востока, в том числе из-за высоких транспортных расходов при транспортировке в Мурманск. Еще одной причиной стало снижение экспорта угля, на который по итогам января – июня пришлось 78% грузооборота порта.

Коммерческий директор ММТП Владислав Яковчук отмечает, что в текущих условиях порт планирует привлекать новых клиентов и диверсифицировать номенклатуру грузов. «Снижение грузооборота – это вызов, с которым мы сейчас работаем», – отметил топ-менеджер, слова которого приводит пресс-служба ММТП.

По данным МБТ, основной объем его перевалки грузов в первом полугодии – 51% – составили удобрения. Текущая динамика отражает перераспределение грузопотока в логистических схемах и рыночном спросе, полагает исполнительный директор МБТ Евгений Гуляев (его слова приводит пресс-служба стивидора). В ближайшие месяцы терминал ожидает стабилизации объемов за счет роста экспорта минудобрений, добавил он.

До июня 2024 г. ММТП и МБТ входили в Национальную транспортную компанию (НТК) – логистическое подразделение Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК). В июне прошлого года СУЭК продала все портовые активы. Компания поясняла, что покупателями стали структуры, находящиеся под контролем бывшего менеджмента НТК. Сумма сделки не раскрывалась. СУЭК отмечала, что выход из портового бизнеса позволит компании сконцентрироваться на добыче угля.

Компания «Портовый альянс» была зарегистрирована в Москве в марте 2024 г. Сведения о собственниках компания не раскрывает. По данным ЕГРЮЛа, ее генеральным директором является бывший гендиректор НТК, экс-губернатор Псковской области Михаил Кузнецов.

С точки зрения «транспортного плеча» везти грузы на Балтику ближе, чем в Мурманск, говорит руководитель отдела аналитики медиагруппы «Портньюс» Виталий Чернов. На динамику перевалки угля и удобрений через порты северо-запада влияет рыночная конъюнктура и наличие специализированных мощностей, продолжает он. Снижение перевалки угля, хотя и не столь значительное, фиксируется и на других терминалах, например расположенных в крупнейшем порте Балтики – Усть-Луге, отмечает эксперт.

Наиболее рентабельным маршрутом для экспорта угля из России сейчас являются поставки через дальневосточные порты в Китай. Но, по данным консалтинговой компании «Технологии доверия», в I квартале 2025 г. на фоне падения экспортных цен на уголь и роста стоимости логистики угольщики начали получать убытки при экспорте и на этом направлении. Максимальные потери, по оценке компании, в январе – марте экспортеры получали при поставках в Китай через порты Арктики и Балтийского моря.

Во II квартале экспортные цены продолжили снижаться. По данным Центра ценовых индексов, в портах Балтийского моря на базисе FOB («с погрузкой на судно») в конце июня стоимость угля составляла $55/т (-26% к показателю на начало года). Это минимальный уровень с декабря 2020 г.

При этом в Усть-Луге расположен глубоко специализированный терминал «Ростерминалугля», напоминает Чернов. В условиях избытка угольных мощностей и низкой рентабельности экспортных поставок перевалка через спецтерминал выглядит более привлекательной, полагает эксперт. На объемы поставок удобрений дополнительно влияют сезонные факторы, добавляет он.

Морские порты России в январе – июне 2025 г. сократили грузооборот на 5% к аналогичному периоду прошлого года до 425,2 млн т, подсчитали в Ассоциации морских торговых портов (АСОП). При этом объем перевалки угля увеличился на 0,6% до 95,7 млн т, минеральных удобрений – на 9% до 23,2 млн т. Сократилась перевалка нефти – на 3% до 133,5 млн т, нефтепродуктов – 5% до 63,3 млн т, зерна – на 56% до 16,4 млн т, грузов в контейнерах – на 1% до 27,3 млн т, а также пищевых наливных грузов – на 17% до 2,8 млн т.

Грузооборот терминалов Арктического бассейна за полугодие снизился на 7% до 44 млн т, Балтийского бассейна – на 3% до 135,8 млн т. Грузооборот порта Мурманск, по данным АСОП, составил 25,3 млн т (-7%), Сабетта (ЯНАО) – 14,4 млн т (-3%), Варандей (НАО) – 2,1 млн т (-21%). Архангельск – 1,1 млн т (-5%).

Грузооборот порта Усть-Луга в первом полугодии составил 65,9 млн т (-4%), Приморск – 31,2 млн т (-5%), Большого порта Санкт-Петербург – 28,1 млн т (+2%), Высоцк – 5,5 млн т (-3%).

Грузооборот морских терминалов Дальневосточного бассейна за этот период увеличился на 2% до 118,7 млн т.

 

Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2025/07/15/1124363-gruzooborot-terminalov-murmanska-zametno-snizilsya?from=copy_text

Анекдот от профсоюза

- Я ведь почему была такой недоступной? Я ж думала, у тебя денег нет.