Также были приняты поправки, которые позволяют губернаторам создавать предприятия для борьбы с диверсантами и защиты госграницы
Ведомости от 26.07.23
На заседании Госдумы 25 июля глава комитета нижней палаты по обороне Андрей Картаполов рассказал о главных изменениях в депутатский законопроект о корректировке призывного возраста, которые были подготовлены ко второму чтению. Одна из поправок в итоге сохраняет нынешнюю нижнюю границу призывного возраста в 18 лет, но верхняя планка поднимается до 30 лет.
Сейчас возраст призыва – 18–27 лет, в версии первого чтения предлагалось сделать 21–30 лет, причем поэтапно с 2024 по 2026 г. Призыв по новым правилам (молодых людей от 18 до 30 лет) начнет действовать с 2024 г.
Вторая важная поправка «создает правовой механизм» для создания на определенных президентом территориях «специализированных ГУПов», которые займутся охраной порядка, борьбой с диверсионно-разведывательными группами и защитой госграницы в период мобилизации, военного положения и в военное время. Он сравнил это с «народным ополчением».
Депутат от КПРФ Олег Смолин попросил Картаполова прокомментировать высказывания двух председателей комитетов Совета Федерации по поводу законопроекта – Виктора Бондарева (комитет по обороне) и Андрея Клишаса (комитет по конституционному законодательству), которые считают, что призывать в армию можно только с 21 года, как и предлагалось изначально.
Картаполов сказал, что ему «не совсем удобно комментировать заявление представителей верхней палаты [парламента]». «Но, насколько я знаю, они изменили свое мнение и готовы поддержать наш законопроект», – отметил он. Коммунист Алексей Куринный вовсе предложил вынести на отдельное голосование поправку о том, чтобы возраст призыва был 21–30 лет. Это решение Госдума не поддержала.
Коммунистка Нина Останина напомнила, что в первом чтении Картаполов «был очень убедителен», призывая коллег повысить возраст призыва до 21–30 лет. Поэтому «резкая смена аргументации» Картаполова вызывает «недопонимание» среди «призывников и родительского сообщества», сказала Останина.
Она попросила Картаполова объяснить, чем вызваны эти «шарахания». Ей ответил соавтор законопроекта Андрей Красов, который заявил, что «Единая Россия» будет поддерживать инициативу, поскольку это позволит призвать в армию больше людей. Закон был принят.
Также депутаты внесли изменения в закон о ведомственной охране и ряд других. К примеру, теперь по решению мэра Москвы на ведомственную охрану могут быть возложены функции по содействию правоохранительным органам в охране общественного порядка с использованием боевого оружия.
Теперь закон дает возможность губернаторам принимать меры по усилению охраны общественного порядка. Согласно новелле, для охраны порядка в период мобилизации, при военном положении и в военное время губернаторы по решению президента создают ГУПы. Средства на них выделяются из федерального бюджета, а также финансирование может быть выделено из бюджета субъекта РФ.
ГУПы содействуют правоохранительным органам, ФСБ и органам военного управления в охране общественного порядка, защите госграницы, борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями. Регионы, где созданы такие ГУПы, могут получать во временное пользование боевое ручное стрелковое оружие и патроны к нему и передавать их ГУПам.
На работников ГУПов, которым передается оружие, распространяются нормы закона о ведомственной охране. Они имеют право пресекать действия беспилотников.
Подготовка работников проводится в порядке, установленном губернаторами, им вручаются специальные удостоверения. Храниться оружие и патроны должны в специальных помещениях, куда исключен доступ посторонних лиц. После того как президент принимает решение о прекращении деятельности таких ГУПов, оружие в течение 30 дней подлежит сдаче.