Депутаты согласовали распределение почти 7 трлн рублей
Ведомости от 16.11.23
Госдума на пленарном заседании в среду, 15 ноября, одобрила в основном, втором чтении проект федерального бюджета на 2024–2026 гг. За его принятие проголосовали 328 депутатов, против – 78. К принятию рекомендованы 768 поправок из 920 предложенных, сообщил председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. В открытой части казны распределены средства на 3,25 трлн руб., уточнил он. Первое чтение законопроект прошел 26 октября, а третье запланировано на 17 ноября.
Выступление министра финансов Антона Силуанова перед депутатами было предельно кратким и лаконичным. Он лишь напомнил, что в рамках трехлетки перераспределению подлежат почти 7 трлн руб. расходов, а также попросил Госдуму поддержать бюджет. «Мы много что сделали, много что улучшили», – сообщил Силуанов. Как ранее писали «Ведомости», общий объем поправок правительства ко второму чтению составил 6,7 трлн руб. на 2024–2026 гг. Из них 4 трлн руб. – в закрытой части, сообщил представитель Минфина. Депутаты фракции «Единая Россия» внесли предложения еще на 138,6 млрд руб. Среди их инициатив – стимулирование спроса на покупку транспортных средств бизнесом и гражданами (скидка семьям с детьми), а также обеспечение комплексного развития сельских территорий.
Несмотря на то что депутаты голосовали за принятие поправок на рекордную сумму – в общей сложности почти 7 трлн руб. с учетом засекреченных, – вопросов и дополнительных предложений в ходе обсуждения практически не возникло.
Единственным вопросом, претендующим на остроту, было выступление члена комитета по бюджету и налогам Оксаны Дмитриевой (не входит ни в одну из фракций). Она обратила внимание, что заимствования существенно превосходят годовой дефицит бюджета. Для казны такая политика не «бесплатна», доля расходов на обслуживание долга в общем объеме бюджетных трат неуклонно растет, отметила Дмитриева. Она предложила осуществлять заимствования, равные дефициту бюджета в каждом конкретном году. Тогда не будет формироваться искусственная задолженность, будут сэкономлены сотни миллиардов и сформируется «денежный мешок», который позволит увеличить расходы на образование и на другие цели, настаивала Дмитриева.
Силуанов поспешил ее успокоить и напомнил, что большая доля новых заимствований идет на погашение тела долга, который накопился за предыдущие годы. Финансирование бюджетных трат за счет всей суммы нефтегазовых расходов будет уменьшать ФНБ, что является «рискованной политикой», пояснил Силуанов.
Ряд других депутатов из оппозиционных фракций вынесли свои поправки на отдельное голосование, но не слишком на них настаивали. Например, допсредства предлагалось выделить на обеспечение жильем детей-сирот, компенсации аграриям ввиду роста стоимости топлива, переселение россиян из ветхого и аварийного жилья, а также из районов Крайнего Севера, закупку препаратов для профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета, ликвидацию последствий лесных пожаров и др.
Так или иначе почти все предложения Госдумы из постановления по итогам первого чтения были учтены, отметил Макаров. Дополнительные к уже назначенным ранее средства будут выделены по таким направлениям: здравоохранение, социальная политика, детский отдых, образование и наука, культура, рынок труда, сельское хозяйство, связь, промышленность и др. Единственная инициатива, которую не включили в расходы к перераспределению, – увеличение госпрограммы по поддержке Калининградской области.
Ко второму чтению удалось конкретизировать 96,8% всех расходов, предназначенных для поддержки региональных бюджетов, добавил Макаров. «Это очень хороший показатель. Регионы получили ясность, на какие средства из федерального бюджета они могут рассчитывать», – сказал он. Кроме того, в результате доработки проекта были учтены все поручения президента из посланий Федеральному собранию 2000 г., 2001 г. и 2023 г. В частности, помощь по социальному контракту предоставят 900 000 человек, а маткапитал получат 1,3 млн семей. Для 7 млн школьников предусмотрено бесплатное горячее питание, 1 млн преподавателей начислят доплату к окладу, а число получателей единого детского пособия составит более 10 млн.
В объеме расходов, заложенном на 2024 г., кабмин и депутаты рекомендовали перераспределение 1,7 трлн руб. На 10 самых значительных открытых поправок по величине расходов приходится 60% от этой суммы, или более 1трлн руб., подсчитали «Ведомости». Шесть предложений напрямую касаются распределения трат на национальную оборону, три – на восстановление новых регионов и еще одно – на соцподдержку занятых в оборонном секторе, в том числе военнослужащих.
Самые значительные изменения проекта ко второму чтению состоят в переносе социальных расходов и трат на развитие новых регионов из закрытой части бюджета в открытую, говорил «Ведомостям» экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. Однако такая «переброска» бюджетных средств носит скорее технический, чем сущностный характер, объяснял директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Основные характеристики, принятые в первом чтении, остались неизменными. Проектом бюджета заложены доходы в размере 35,1 трлн руб. в 2024 г., 33,6 трлн в 2025 г. и 34,1 трлн в 2026 г. Расходы прогнозируются в размере 36,7 трлн, 34,4 трлн и 35,6 трлн руб. соответственно. Дефицит казны, таким образом, должен составить 1,6 трлн руб. в 2024 г., 0,9 трлн в 2025 г. и 1,5 трлн в 2026 г.
Амбициозный прогноз
В прогнозе по доходам бюджета в 2024 г. прослеживается не характерный для Минфина оптимизм, отмечали экономисты РАНХиГС и Института Гайдара в своем заключении на законопроект. Рост относительно текущего года должен составить 22,3%, в то время как за последние 13 лет прогнозный показатель ведомства по поступлениям на предстоящий год ни разу не превышал 6,5%.
Если ожидания Минфина оправдаются, в 2024 г. объем нефтегазовых доходов (НГД) повторит рекорд 2022 г. (с его аномальными ценами на сырье), а ненефтегазовые доходы достигнут беспрецедентных 13% ВВП, обращают внимание авторы. Для реализации столь амбициозного прогноза должно совпасть несколько макроэкономических обстоятельств: среднегодовая цена Urals выше $70 за 1 барр., курс доллара не ниже 90 руб., рост экономики выше 2% и снижение инфляции почти до целевых 4%. «Вероятность подобного сочетания макроусловий едва ли высока», – резюмируют экономисты.
Между отдельными параметрами бюджета и динамикой его доходов прослеживаются несоответствия, подтверждает доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г. В. Плеханова Алла Чалова. Это провоцирует риски недостижения заявленных целевых значений. Прежде всего они связаны с отсутствием фундаментальных факторов роста ненефтегазовых доходов, которые формируются устойчивым увеличением ВВП и инвестиций в основной капитал. Угрозу доходам представляет и увеличение девальвационной составляющей в приросте НГД и усиление фискальной нагрузки на нефтегазовую отрасль, говорит эксперт.
Рост остальных поступлений, в свою очередь, будут ограничивать резкое увеличение ключевой ставки Банком России и ослабление рубля – эти факторы затормозят увеличение как потребительского, так и инвестиционного спроса, считает Чалова. Сейчас в российской экономике раскручивается «бюджетно-инфляционная спираль»: огромные расходы стимулируют рост ВВП, но в то же время усиливают инфляцию. Она толкает вверх процентные ставки, что ограничивает долгосрочный экономический рост, заключила экономист.
Минфин действительно не в полной мере учел эффект от высоких процентных ставок в 2024 г. при формировании казны, добавляет главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Бюджет чувствителен к ним в части как расходов (обслуживание флоатеров и субсидии на льготные кредиты), так и доходов (укрепление рубля на фоне роста ставки снижает доходы от экспорта), объяснил он.
Учитывая стремительный рост трат, правительство уже провело мобилизацию доходов на следующий год различными мерами, напоминают эксперты. В частности, в бюджет уже заложены «разовые сборы» со сверхприбыли крупных компаний. Тем не менее очень вероятно, что с 2025 г. в России начнется корректировка налоговой системы, считает Табах. Например, возможно введение постоянной экспортной пошлины или «более прогрессивного» НДФЛ.