Но все попытки сбежать из них пока безуспешны
Ведомости от 16.09.20
Опубликованное в The Lancet исследование группы Кристофера Мюррея из Университета Вашингтона констатирует: человечество на пороге беспрецедентной депопуляции. К концу столетия население будет сокращаться в 183 из 198 стран. Китайцев к 2100 г. станет на 48% меньше, чем сейчас.
До 1965 г. на каждую женщину в мире приходилось в среднем более пяти детей, в 2015 г. – только два-три. Порог в 10–11 млрд населения Земли, который еще недавно считался неизбежным, скорее всего, вообще не будет достигнут. Теперь демографы полагают, что к концу столетия человечество может уменьшиться до 6,3 млрд.
На Земле жило менее 2 млрд человек, когда Томас Мальтус написал свой «Очерк о законе народонаселения». Перенаселение он считал экзистенциальной угрозой: инстинкт продолжения рода рано или поздно приведет к исчерпанию ресурсов и коллапсу. И впрямь, история полна примеров «мальтузианской ловушки», когда общество становилось жертвой собственного популяционного успеха: от краха цивилизаций майя до геноцида в Руанде. Рост продуктивности, промышленная и зеленая революции выглядели лишь отсрочкой неизбежного дня, когда человечество съест слишком тесную планету.
Но социум создал пространство, социальная динамика которого оказалась сильнее биологии, – город. Недавнее исследование Гильермо Альгазе из Калифорнийского университета показало, что демографическими черными дырами были уже первые города Месопотамии. Рождаемость в них была ниже уровня простого воспроизводства. Причины универсальные для всех последующих тысячелетий: неустойчивая занятость, дефицит пространства и эксплуатация. К этому добавлялись скученность, антисанитария и болезни, которые Мальтус называл божьим наказанием людям за их неблагоразумное размножение.
Но издревле именно города были локомотивом и средоточием цивилизации. Они формировали рынки, накапливали богатство и культуру, всасывая в себя казавшееся бесконечным население аграрной периферии. Однако человеческое сырье заканчивается. С 2009 г. впервые в истории большинство Homo sapiens являются горожанами. А демография города осталась неизменной со времен Чатал-Гуюка и первой династии Ура, несмотря на изобретение антибиотиков и расшифровку генома.
Пандемия и кризис 2020 г. спровоцировали исход социальных верхов из мирового города. Но бегство не может стать выходом для большинства. Вернуть человечество в деревенское прошлое тоже невозможно. «Если не найти решения, наш вид через несколько столетий просто вымрет», – говорит Мюррей. Такое решение требует разрыва с прежней логикой развития, основанной на разделении труда, эффективности, накоплении капитала и концентрации ресурсов и власти. А решения нет.