Высокопроизводительный земснаряд «Николай Русанов» приступит к работе на Волго-Каспийском морском судоходном канале
Судно названного в честь прославленного астраханского судостроителя Николая Васильевича Русанова, занимавшего пост генерального директора ССЗ им. Х годовщины Октября Минморфлота СССР, инициировал создание Астраханского производственного объединения морского транспорта, а затем и возглавил его, позже руководил Морской администрации порта Астрахань. Николай Васильевич был одним из инициаторов программы возрождения на Каспии торгового флота России и внес неоценимый личный вклад в развитие Астраханского воднотранспортного узла. По инициативе и под непосредственным руководством Русанова, с начала 1988 года организована активная работа по становлению морского торгового порта Оля.
Н.В. Русанов награжден почетными знаками “Отличник народного образования РФ”, “Ветеран Каспия”, “Почетный работник морского флота”, удостоен звания “Заслуженный работник транспорта РФ”, «Почетный работник транспорта РФ», "Почетный гражданин России", за вклад в науку и развитие изобретательства награжден медалью имени Альфреда Нобеля. За заслуги перед Астраханцами Н.В. Русанову присвоено звание – «Почетный гражданин города Астрахани», он награжден медалью ордена «За заслуги перед Астраханской областью». За активное участие в общественной деятельности и участие в проектах Промышленного профсоюза он награжден высшей наградой профсоюза -медалью «За добросовестный труд».
Судно будет выполнять дноуглубительные работы на ВКМСК, в акваториях и на подходах к морским портам Оля и Астрахань для обеспечения безопасности мореплавания.
Это головное судно серии из трех земснарядов, которые строятся компанией «Стройлидерплюс» по заказу Росморпорта.
Земснаряды данного проекта отличаются высокой производительностью: на судах впервые использован насос производства АО «Цимлянский судомеханический завод» с мощностью двигателя 1 820 кВт и возможностью использования пульпопровода диаметром до 800 мм.
Закладка киля земснаряда «Николай Русанов» состоялась в сентябре 2022 года на производственной площадке АО «ССЗ «Лотос» в Астраханской области. Торжественная церемония спуска земснаряда на воду прошла в октябре 2023 года. Судно успешно прошло швартовные и ходовые испытания, подтвердив высокие технические характеристики.
В настоящее время ФГУП «Росморпорт» продолжает проводить дноуглубительные работы на канале. В 2023 году во исполнение поручения Президента России Владимира Путина предприятие обеспечило достижение проходной осадки 4,5 м с сохранением отдельных участков одностороннего движения судов.
Основные характеристики и главные размерения судна:
Класс Российского морского регистра судоходства: |
Несамоходный |
Длина наибольшая, не менее: |
55 м |
Ширина наибольшая: |
12,5 м |
Осадка, не более: |
2,1 м |
Длина корпуса, не менее: |
43 м |
Высота надводного борта: |
2 м |
Производительность по воде землесосной установки, не менее: |
7 000 м3/час |
Диаметр всасывающей трубы: |
650 мм – 800 мм |
Диаметр напорной трубы: |
650 мм – 800 мм |
Минимальная глубина разработки, не более: |
3 м |
Максимальная глубина разработки: |
15 м |
Максимальная ширина прорези при максимальной глубине разработки, не менее: |
50 м |
Поворотное соединение для плавающего грунтопровода (длина грунтопровода, не менее): |
800 м |
Грунтозаборная установка: постоянная мощность на валу фрезы, не менее: |
500 кВт |
Алексей Босов, заместитель председателя Промышленного профсоюза