ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Долг российских регионов вырос за год на 14%
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Долг российских регионов вырос за год на 14%

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Долг российских регионов вырос за год на 14%

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства

Ведомости от 09.02.24

Долг российских регионов вырос за 12 месяцев 2023 г. на 14% до 3,2 трлн руб. Такие данные приводит ЦБ в докладе «Региональная экономика». В 2022 г. совокупный долг субъектов составлял 2,79 трлн руб., сообщал Минфин.

Основной причиной такой динамики стало увеличение заимствований субъектов Центрального федерального округа и Поволжья, следует из доклада. В частности, госдолг Москвы в прошлом году вырос на 40,8 млрд руб., Татарстана – на 22,2 млрд, Нижегородской области – на 22,3 млрд.

Основную часть задолженности региональных бюджетов составили долгосрочные бюджетные кредиты из федеральной казны, общий объем которых достиг 2,5 трлн руб., пишет в докладе регулятор. Это на 25% больше, чем в 2022 г. (2 трлн руб.). Доля бюджетных кредитов в совокупном объеме долга субъектов также увеличилась – с 71 до 77%.

ЦБ подчеркивает, что привлеченные бюджетные средства субъекты использовали в основном для погашения своих рыночных кредитов, что снизило риски повышения долговой нагрузки на региональные бюджеты. В 2024 г. финансирование дефицитов будет осуществляться по тому же принципу, предупредил регулятор.

«Ведомости» направили запрос в Минфин.

За счет чего вырос госдолг

По оценкам эксперта группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Ильи Цыпкина, самый большой прирост бюджетных кредитов относительно 2022 г. произошел в Ростовской области (+161%), ХМАО (+159%), Санкт-Петербурге (+154%) и Приморском крае (+141%).

Бюджетные кредиты в 2023 г. в основном выдавались на финансирование инвестиционных расходов субъектов, отмечает Цыпкин. Регионы преимущественно получали их на опережающее финансирование расходных обязательств, которые должны быть погашены в 2024 г. за счет трансфертов из федерального бюджета. То есть бюджетные кредиты в прошлом году в основном выдавались на финансирование инвестиционных расходов субъектов, добавил эксперт.

Объем банковских кредитов регионов за год показал незначительный рост в 497 млн руб. (+0,4%), в 56 субъектах изменений объема банковских кредитов не произошло, отметил Цыпкин.

По оценке АКРА, вырос банковский долг только в 13 регионах, лидерами среди которых стали Архангельская (на 15 млрд руб.) и Нижегородская (на 8 млрд руб.) области, Республика Хакасия (на 5 млрд руб.). Еще в 16 субъектах объем банковских кредитов снизился: больше всего – в Ростовской (на 16 млрд руб.), Мос-ковской (на 10 млрд руб.) и Волгоградской (на 4 млрд руб.) областях.

Если рассматривать в разрезе долговых обязательств, то бюджетные кредиты приросли почти на четверть, банковские – остались почти на том же уровне, госгарантии выросли в 2 раза, объем облигационных займов сократился на 17,6%, отмечает руководитель отдела суверенных и региональных рейтингов агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. На облигационный рынок из-за высоких ставок вышло только пять регионов: Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Республика Башкортостан, Москва, указывает она.

Долг в контексте доходов

По данным Банка России, доходы консолидированных бюджетов субъектов по итогам 2023 г. увеличились на 10,1% по сравнению с 2022 г. Наибольшие темпы прироста отмечались по налогу на прибыль организаций (+27,9%) и НДФЛ (+13,3%). Доля налога на прибыль в общем объеме доходов в прошлом году была рекордной за последние 10 лет, отмечает ЦБ. При этом расходы бюджетов субъектов росли быстрее – на 11,3% в прошлом году.

В результате активного роста трат консолидированные бюджеты исполнены с дефицитом 192,2 млрд руб., отмечает ЦБ. Наибольшим дефицитом отметились Москва (-190 млрд руб., или 5% от неналоговых и налоговых доходов), Санкт-Петербург (26,5 млрд руб., или 2%) и Татарстан (23,5 млрд руб., или 6%), писали «Ведомости» 6 февраля.

В целом долговая нагрузка регионов не приросла, так как поступления по налоговым и неналоговым доходам росли более опережающими темпами, отмечает Тирских. Оснований для особых опасений нет, так как рос в основном госдолг по бюджетным кредитам, а по ним предполагаются платежи в долгосрочной перспективе, считает она.

Что будет дальше

Фактически бюджетные кредиты – это дополнительный финансовый инструмент для развития территорий, отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Поэтому бюджетные кредиты, предоставляемые на 15 лет под низкие проценты, можно рассматривать просто как дополнительный межбюджетный трансферт или иной финансовый ресурс, полученный на территории.

В течение нескольких лет большинство регионов смогли оптимизировать структуру заемных источников за счет замещения дорогих коммерческих кредитов более доступными бюджетными, рассказала доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили. Это положительная тенденция с точки зрения оптимизации долговой нагрузки и сокращения расходов на обслуживание банковских кредитов по высоким ставкам, говорит эксперт.

При этом сам объем бюджетных кредитов вызывает опасения, так как в текущем году совокупные расходы региональных бюджетов на их погашение составят 208,1 млрд руб. (против 48,4 млрд руб. в 2023 г.), отмечает Валишвили. Часть субъектов не могут обеспечить обслуживание обязательств перед федеральным бюджетом, считает она.

Меры по снижению задолженности

Законом предусмотрены некоторые возможности по снижению долговой нагрузки регионов, говорит Валишвили. Например, субъекты могут обратиться за реструктуризацией обязательств по бюджетным кредитам в пределах остатков не погашенной на дату реструктуризации задолженности. Второй возможный вариант – списание долга по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам в 2021–2022 гг., в том случае, когда региональные власти активно развивают собственную инфраструктуру и привлекают инвесторов. Долг можно уменьшить на размер налоговых платежей, поступивших от реализации инвестпроектов, отмечает эксперт.

В конце октября 2023 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о списании долгов по бюджетным кредитам для 12 регионов совокупно на 8,2 млрд руб. Эта цифра эквивалентна сумме налоговых доходов регионов, которые поступили в 2022 г. в федеральный бюджет от реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, в прошлом году Минфин сформировал проект новой программы защиты региональных бюджетов от роста закредитованности, писали «Ведомости». Ее ключевой целью стало снижение рисков избыточного накопления обязательств, связанных с инвестициями. Среди мер, предложенных Минфином, – ограничение предоставления регионам казначейских кредитов инвестиционного характера (ИБК и СКК) исходя из уровня их госдолга с учетом бюджетной обеспеченности, отказ инвесторам в мерах поддержки в случае невыполнения ими обязательств по предыдущим проектам и др.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Человеку иногда нужно бухать, чтобы глаза отдыхали от компьютера.