Доходное место
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Доходное место

Доходное место

Социальный блок правительства провел масштабное исследование, безапелляционно установившее: рожать женщинам мешает отсутствие семьи, жилья или доходов. Или же все сразу, вместе. А дети государству очень нужны: уже к 2028 году стране потребуется миллион новых специалистов, а дальше, конечно, больше. Как стимулировать рождаемость, притом что она “не зависит от доходов”, вице-премьер Татьяна Голикова обсуждала с членами Совета Федерации.

РОДЫ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

Вице-премьер Татьяна Голикова построила свое выступление 5 июня в Совете Федерации логично: от проблем с рождаемостью к ситуации на рынке труда. В том смысле, что не лишне понять, найдется ли кому работать в относительно скором будущем. Однако проблемы, как выяснилось, есть уже в настоящем.

К примеру, как доложила Голикова, “демографические особенности 1990-х годов привели к существенному сокращению (на 39%, или на 4,6 млн человек) количества женщин репродуктивного возраста”. Что именно вынесло за рамки демографии 4,6 млн девушек в 90-е - очереди за хлебом, шахтерские забастовки, чеченская кампания, деноминация, коробка из-под ксерокса, в конце концов, - Голикова не пояснила. Надо полагать, имеются в виду отголоски еще Великой Отечественной: десятки миллионов жертв аукнулись спустя десятилетия нерожденными внуками. По крайней мере прежде этим объясняли чиновники наличие демографической ямы.

Между тем команда вице-премьера (Голикова курирует социальный блок правительства) провела исследование, чтобы выяснить, что мешает женщинам фертильного возраста заводить детей сейчас. Ну, или завести второго: по последней переписи, бездетных и “однодетных” дам у нас вместе примерно 9 млн.

- Максимально это почти 9 млн потенциальных рождений на ближайшие три года, - уточнила чиновница. (Или предупредила заранее, что больше чем на одного ребенка правительство их уговорить все равно не сможет. - П.О.) - Что им мешает? Для молодых женщин, до 24 лет, - это отсутствие семьи, жилья и постоянного дохода. Для женщин в возрасте 25 - 34 лет основными ограничениями, даже при наличии семьи, являются отсутствие собственного жилья и вопросы доходов, о чем я скажу позже. Также женщины, начиная с 30-летнего возраста, не принимают решения о рождении ребенка, так как боятся ухудшения своего здоровья.

Говоря о рождаемости, невозможно обойти стороной и тему абортов. И вице-премьер не обошла, доложив, что с 2015 года их количество снизилось в 2021 году почти на 40%. (Почему именно с 2015?.. Может, просто по сравнению с другими годами цифра уже не внушительная?) Но, несмотря на успехи, все равно ежегодно абортом заканчиваются примерно полмиллиона беременностей.

- При этом трети таких прерываний можно было бы избежать, если проводить прицельную, адресную работу с женщинами, выявлять причины, побуждающие к прерыванию беременности, и воздействовать на них, - уверена Татьяна Голикова.

Которая вот только что и назвала основные причины. Интересно, как она представляет себе процесс “воздействия”. Скажем, пришла на аборт “женщина до 24 лет без семьи, жилья и постоянного дохода”. Врач и социальный работник порасспросили ее по-человечески и стали отговаривать и воздействовать. Как - выдали замуж, нашли ей работу, купили квартиру? Ой, вряд ли. Это пособия можно раздавать адресно, а в завтрашнем дне будущая мама должна быть уверена глобально. Хотя и в правительстве это, похоже, понимают:

- Мы планируем запустить комплексный пилотный проект с целью отработки механизмов и мероприятий, которые смогут дать наилучший эффект. Сейчас мы выбрали три региона, [одни из] наиболее сложных по демографической ситуации. Цель проекта - создание благоприятной среды для проживания, - объявила вице-премьер. Значит, там беременных намерены уговаривать оставить ребенка не только словами. - Задача увеличения рождаемости требует взаимодействия основных участников, включая здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и дороги. (Ну, и самых главных участников не забыть бы. - П.О.)

НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ

Провели в правительстве и анализ рынка труда, который показал “профессионально-квалификационный дисбаланс” спроса и предложения по некоторым отраслям и специальностям. Со слов Голиковой, стране необходимо до 2030 года увеличить на миллион число работников, но при этом надо “изменить структуру этой потребности в разрезе профессий”. Переводя на русский, учить тем профессиям, которые будут востребованы. С этим не поспоришь. Как и с тем, что такой рецепт не устают зачитывать с высоких трибун уже много лет; стало быть, вопрос не решается.

- До 2028 года включительно мы должны обеспечить выпуск миллиона ребят по стандартам обучения в “Профессионалитете” по 15 наиболее востребованным специальностям, - напомнила вице-премьер. - Стандарт “Профессионалитет” предполагает сокращение обучения, практикоориентированность уже на первом годе обучения, плотное взаимодействие с работодателем и, как результат, 85-процентное трудоустройство (сейчас это порядка 60%). Наибольшие изменения планируем провести в профессиональной подготовке на уровне регионов - это наша с вами система среднего профессионального образования и колледжи. Для этого мы будем готовить пятилетний прогноз потребности в кадрах, чтобы ликвидировать дисбаланс между фактическим обучением и потребностями экономики.

Коснувшись напоследок развития отечественной фармацевтики, Татьяна Голикова поблагодарила сенаторов за внимание. Но как знать, не зря ли. Потому что вопросов по теме выступления прозвучало минимум. Членов верхней палаты парламента больше волновали пусть и тоже важные, но другие темы: горячее питание в школах, трансплантация органов, спасение отечественных кинотеатров путем показа зарубежных фильмов в обход законов...

Но прозвучал, например, и вопрос о расширении системы социального контракта (когда государство, грубо говоря, дает деньги гражданину на ведение своего дела). На эту систему правительство уповает как на один из способов борьбы с бедностью. Напомним, 14 июня министр труда Антон Котяков отчитался в Госдуме: такие контракты государство заключило уже почти с 900 тыс. человек (см. № 24, 2023). И “по итогам 2022 года почти 29% вышли из бедности”. То есть для 71% участников соцконтракт оказался малополезен. Тем не менее:

- Рассматривается ли правительством вопрос продолжения софинансирования расходов для регионов с возможностью увеличения этих средств? - спросила сенатор Елена Бибикова. И получила ответ: подобьем итоги за год, тогда определимся.

Сенатор Ольга Хохлова попросила вице-премьера рассказать что-нибудь о медико-социальной помощи детям. (Это хотя бы укладывается в контекст демографии.) Но Татьяна Голикова ничего принципиально нового и не могла рассказать: следим за профилактикой, проводим диспансеризацию, строим больницы.

Актуальный вопрос задала сенатор Оксана Хлякина, поинтересовавшись, будут ли предоставлены наставникам на производстве дополнительные трудовые гарантии и получат ли эти наставники вообще какой-то официальный правовой статус.

- Мы пока, честно скажу, не определились, законодательное ли это регулирование - по наставничеству. Но то, что вопрос наставничества как нормативный мы отрабатываем, это так, - то ли ответила, то ли нет Татьяна Голикова. Зато честно.

Окончательно, хоть и ненадолго, вернула всех к основной теме сенатор Светлана Горячева: “Пора сделать анализ, в каких семьях растет рождаемость - в бедных или в “среднезажиточных”.

- Почему это важно? Потому что через какое-то время мы будем иметь такой генофонд в России, - сенатор, кажется, совершила прорыв в генетике, связав ее с доходами семьи. - Бедная семья, к сожалению... Часто там наркомания, пьянство. Часто пособия дают возможность, не работая, просто рожать детей, а потом их [отдавать] государству или еще что-нибудь... Вам не кажется, что пора заняться вопросом заработных плат, доходов населения законопослушного? (Видимо, не бедного. - П.О.)

Надо отдать должное Татьяне Голиковой: она попыталась сгладить некоторую неловкость, сказав, что “нам дороги все дети, рожденные в любых семьях”. То есть вне зависимости от их достатка. Но так ли уж нужно повышать его в иных случаях именно для повышения рождаемости? Упомянутое выше исследование правительства отвечает и на этот вопрос:

- Могу вам совершенно смело сказать, что рождение детей не связано с доходом напрямую, - заверила Голикова.

Зато нерождение детей при этом волшебным образом и согласно все тому же исследованию связано с отсутствием доходов. Занавес.

 

Автор материала: Павел Осипов

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 

Все новости ПП

 

 

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…