Это могут быть суда серии, уже заказанной для Сахалина
Ведомости от 18.08.23
Калининградская компания «Балтикпорт» запросила у Амурского судостроительного завода (АСЗ; входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) сроки строительства, цену и технические характеристики двух новых грузопассажирских паромов (письмо компании от 26 мая есть у «Ведомостей»). Согласно документу, компания планирует использовать суда на морских линиях между Калининградом и Санкт-Петербургом.
В письме также уточняется, что компания «Балтикпорт» создана для реализации проекта по улучшению инфраструктуры пассажиропотоков в Калининградской области, организации пассажирских перевозок морским транспортом по направлению Калининград – Петербург (порт Усть-Луга). «Учитывая указанный маршрут, протяженность которого составляет более 1000 км, или 800 морских миль, возникла необходимость рассматривать проект CNF11CPD 00300 (грузопассажирский паром с ледовой категорией Arc5). Наша организация является инициатором данного проекта, заказчиком, лизингополучателем», – говорится в письме.
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», 100% долей «Балтикпорта» принадлежит Инессе Батуриной. Компания зарегистрирована 9 сентября 2021 г., в прошлом году она получила чистый убыток в размере 10 000 руб. Собеседник «Ведомостей», близкий к проекту, утверждает, что «Балтикпорт» до этого не эксплуатировал паромы, а «занимался перевозкой туристов».
На АСЗ заказано строительство двух паромов проекта CNF11CPD за 9,8 млрд руб. Длина паромов – 131 м, ширина – 19,92 м. Он может принимать на борт, например, 32 железнодорожные цистерны, 26 грузовых вагонов и столько же полувагонов (все габарита Т-1).
Головной паром «Александр Деев» построен на АСЗ, передан заказчику (Государственной транспортной лизинговой компании, ГТЛК) и находится на достроечной набережной ОСК во Владивостоке. На конец июля правительство Сахалинской области, для которого строился паром, отказывалось принимать его в эксплуатацию и подписывать договор лизинга с ГТЛК («Ведомости» писали об этом 28 июля 2023 г.).
Тогда же правительство Калининградской области обращалось в федеральные органы власти с просьбой передать им «Александра Деева» для организации грузовых перевозок с материком, если Сахалинская область откажется от судна. Второй паром серии – «Василий Ощепков» достраивается на АСЗ.
В ОСК не ответили на запрос. В «Балтикпорте» отказались от комментариев, сославшись на соглашения с партнерами о неразглашении.
Представитель ГТЛК отметил, что компания как ключевой заказчик гражданских судов на отечественных верфях и лидер сегмента лизинга водного транспорта «готова рассмотреть» участие в новых проектах по развитию паромного сообщения. По калининградскому проекту в ГТЛК комментариев не дали.
После начала СВО на Украине и введения санкций странами Запада Литва в июне 2022 г. ограничила автомобильный и железнодорожный транзит в Калининградскую область через свою территорию. После этого значимость паромной переправы по Балтике резко выросла. Если в начале 2022 г. между Усть-Лугой и Балтийском (Калининградская обл.) ходили два парома, теперь грузоперевозки обеспечивают 19 судов, четыре из которых – железнодорожные паромы, 14 сухогрузов и один нефтеналивной танкер, сообщал «Ведомостям» представитель пресс-службы правительства Калининградской области. Он уточнял, что для полной автономности «может хватить 22 судов» в зависимости от их технических характеристик.
Источник «Ведомостей» в одной из судоходных компаний опасается, что паромы серии CNF11CPD будут неэффективны для перевозок грузов из Петербурга в Калининград. «Они слишком маленькие, много времени будет уходить на загрузку и разгрузку. Их проектировали под более короткое плечо», – утверждает он. Для работы на калининградском направлении, по мнению собеседника, лучше подходят паромы проекта CNF19M, которые сегодня возят грузы между Усть-Лугой и Балтийском.
Паромы CNF19M «Маршал Рокоссовский» и «Маршал Черняховский» длиной по 199,9 м и шириной по 27,4 м построены за 12,55 млрд руб. на верфи Kuzey Star под Стамбулом в кооперации с Невским судостроительно-судоремонтным заводом ОСК в Шлиссельбурге. Сданы в ноябре 2021 г. и сентябре 2022 г. Но источники «Ведомостей» на разных судостроительных заводах говорят, что большая часть работы по ним была выполнена в Турции.
Собеседник «Ведомостей», близкий к одной из верфей Северо-Запада, сказал, что продление серии паромов проекта CNF11CPD рассматривают из-за того, что построить их «легче и быстрее, чем паромы проекта CNF19M». «Невский ССЗ не сможет строить такие большие паромы, у него нет мощностей для этого. Придется искать новую верфь. Более того, необходимо создать рабочую конструкторскую документацию с нуля, которая не нужна была Kuzey Star – турецкие верфи строят по западным правилам, где она не требуется», – говорит он.
В России построить паромы CNF19M могут сегодня «Адмиралтейские верфи», Балтийский завод, Выборгский судостроительный завод, «Янтарь» и АСЗ, но строительство займет существенно больше времени, перечисляет источник «Ведомостей». По его словам, разработка документации займет примерно 1,5 года, а строительство головного судна новой серии – минимум три. Таким образом, головное судно будет передано заказчику только через 4–5 лет, говорит он.
Близкий к Минпромторгу источник сказал, что перечисленные верфи в ближайшие годы будут сконцентрированы на строительстве рыболовных судов в рамках программы инвестквот под киль, а Балтзавод, который переходит от ОСК под управление «Росатома», сосредоточит усилия на атомных ледоколах.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что логичнее продолжить строительство серии паромов CNF11CPD на АСЗ – возможно, с незначительной адаптацией. По его словам, это позволит сохранить серийность. Это будет дешевле и быстрее, чем ждать строительства паромов класса «Маршал Рокоссовский» (проект CNF19M), полагает эксперт.
«Еще в 2022 г. строительство в Турции было очень привлекательным из-за слабого курса турецкой лиры и крепкого рубля. После резкой девальвации ситуация коренным образом изменилась», – говорит Бурмистров. Он подчеркивает, что паромы в Калининграде нужны, даже если экономика их эксплуатации будет не самой лучшей. Лучше иметь на линиях их, чем не иметь ничего, резюмирует эксперт.
Директор по развитию Portnews Надежда Малышева считает, что в ситуации, когда паромы нужны региону уже «в ближайшее время», логичнее было бы купить готовые на вторичном рынке. Для этого, по ее словам, можно было бы воспользоваться программой субсидирования закупок флота за рубежом на вторичном рынке (по ней правительство субсидирует процентную ставку по банковским кредитам).
В правительстве Калининградской и Сахалинской областей, Минпромторге, Минтрансе не ответили на запросы «Ведомостей».