Депутаты не спорили с базовыми параметрами, но просили больше льгот для населения и бизнеса
Ведомости от 18.06.24
Комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять в первом чтении федеральный закон, вносящий масштабные поправки в первую и вторую части Налогового кодекса (НК). Все фракции нижней палаты поддержали законопроект по итогам голосования комитета 17 июня. В ходе обсуждения депутаты не высказывали возражений по основным параметрам предложений правительства, но поднимали точечные вопросы, связанные с будущей налоговой системой.
Несмотря на поддержку комитетом законопроекта, Минфин осознает необходимость внести ряд уточнений в налоговые инициативы, ведомство готово к совместной работе при подготовке предложений и поправок ко второму чтению, отметил на комитете министр финансов Антон Силуанов.
Федеральный инвествычет
Одной из самых обсуждаемых тем стал будущий федеральный инвестиционный налоговый вычет (ИНВ), детали применения которого должно в будущем разработать правительство. Уже сейчас необходимо понимать, какие компании смогут им воспользоваться, заявила член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
Механизм федерального инвествычета будет схож с вычетом, который сейчас существует на региональном уровне, отметил Силуанов. При этом правительству только предстоит определить приоритетные отрасли, которые необходимо поддержать в том числе за счет регулирования налоговых расходов. Размер вычета будет устанавливаться исходя из объемов инвестиций, которые вкладывает предприятие на «те цели, которые в приоритете, которые необходимо будет поддерживать», в диапазоне от 10 до 50% от общего объема инвестиций, пояснил министр. Вычет должен стимулировать соответствующие производства, способствовать появлению рабочих мест, подытожил он.
Проект поправок в НК устанавливает, что сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в результате уменьшения на федеральный ИНВ не может быть ниже 2% (3% – в 2025–2030 гг.). Ранее РСПП предложил уплачивать только половину налога на ту часть прибыли, которая направляется на капвложения, писали «Ведомости» 4 июня. Бизнесу стоит возвращать 4 процентных пункта (п. п.) из 25%-ной ставки налога на прибыль, считает глава РСПП Александр Шохин. Сейчас в федеральный бюджет направляется 3 п. п. из 20% налога на прибыль, а после принятия поправок будет 8 п. п. из 25%, вычет будет производиться только из средств федерального бюджета.
Региональные бюджеты
Еще одной темой обсуждения стали выпадающие доходы региональных бюджетов, появление которых спровоцирует повышение порога при переходе с упрощенной системы налогообложения (УСН) на общую систему (ОСНО) с действующих 265,8 млн до 450 млн руб. Дополнительные поступления по УСН не в полной мере компенсируют недополученные доходы – например, Республика Татарстан в будущем году недополучит 3 млрд руб., отметил член комитета Айрат Фаррахов. Депутата интересовали меры, которые позволят минимизировать потери региональных бюджетов.
Минфин всегда очень внимательно следит за состоянием бюджетов регионов, весь комплекс налоговых изменений направлен на то, чтобы сделать бюджетную базу регионов более устойчивой, подчеркнул Силуанов. При этом если на каких-то субъектах налоговые новации отразятся отрицательно, то решить проблемы можно будет за счет перераспределения дополнительных поступлений через федеральный бюджет, заверил министр. Кроме того, две трети бюджетных кредитов субъектов будут списаны, одним из главных бенефициаров этой меры как раз является Татарстан, напомнил он.
Повышение НДПИ
Критике со стороны депутатов подверглось также повышение ставки НДПИ. Часть населения все еще отапливает свои дома углем, на нем работают также системы котельных ЖКХ, поэтому повышение налога может привести к удорожанию его для населения, отметила член комитета Галина Данчикова.
Повышение НДПИ не повлияет на стоимость угля, заверил Силуанов. «Сегодня действующее налогообложение НДПИ, базовое, сохраняется. Мы лишь говорим об уровне налоговых изъятий сверхдоходов в результате благоприятной внешней экономической конъюнктуры. И уровень этих изъятий составляет не более 10% при достижении определенных порогов, которые сегодня не достигнуты и достигались лишь в благоприятные годы», – сказал он.
Правительственные поправки предполагают корректировку ставок налога на добычу полезных ископаемых, в частности, за счет изменения формулы расчета. Для отрасли «добыча железа» предусматривается увеличение НДПИ в 1,15 раза, для отрасли «производство минеральных удобрений» (калий) – увеличение НДПИ в 2,3 раза, «производство минеральных удобрений» (фосфор) – в 2,0 раза, для производителей азотных удобрений предлагается ввести акциз на приобретение газа для производства аммиака (1200 руб./1000 куб. м).
Семейный кэшбэк
Отдельный блок обсуждения депутаты посвятили новой мере социальной поддержки – семейной налоговой выплате (так называемый налоговый кэшбэк). По оценкам Минтруда, эта мера потенциально затронет около 4 млн семей, в которых воспитывается более 10 млн детей, заявил статс-секретарь, замминистра труда Андрей Пудов. Выплата будет производиться в заявительном порядке (граждане самостоятельно должны будут за ней обратиться. – «Ведомости») семьям с двумя и более детьми до 18 лет или до 23 лет, если они продолжают обучение. Кэшбэк позволит снизить реальную ставку НДФЛ с 13 до 6%. Минфин оценивал расходы на эту меру в 100 млрд руб.
В предложенном виде кэшбэк не будет способствовать увеличению рождаемости, так как не затронет семьи с одним ребенком, считает председатель думского комитета по защите семьи Нина Останина. Такое ограничение «больно бьет» по молодым семьям, которые часто имеют небольшие доходы и не могут самостоятельно удовлетворить базовые материальные потребности, продолжила она. Кроме того, депутат предложила при прохождении имущественного критерия, необходимого для получения такой выплаты, учитывать возраст имущества, которым владеет семья. Часто в качестве второго автомобиля учитывается «Ока» или «Москвич», и семья не сможет получить кэшбэк, хотя уровень ее доходов действительно остается невысоким.
Поправки ко второму чтению
Заключение, а также предложения депутатов будут обсуждаться 18 июня, сообщил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Несмотря на единогласную поддержку законопроекта, депутаты готовят инициативы по его корректировке ко второму чтению.
КПРФ планирует предложить изменения шкалы НДФЛ, уменьшив ставку для низкодоходных групп населения и увеличив для богатых, заявил первый зампред комитета по бюджету Михаил Щапов (КПРФ). Донастройки потребует и налогообложение бизнеса: повышение налога на прибыль лишает компании инвестиционного потенциала и инвествычет не до конца компенсирует негативные последствия, добавил он, не приводя параметров конкретных мер.
Регионам необходимо дать больше полномочий в налоговой сфере для более гибкого адресного регулирования, отметил первый зампред комитета Александр Ремезков («Справедливая Россия»). Кроме того, необходима норма закона, запрещающая внесение изменений по ключевым параметрам в течение пяти лет, полагает он.
ЛДПР сейчас обсуждает порядка 10 поправок к законопроекту, рассказал «Ведомостям» зампред комитета Каплан Панеш (ЛДПР). В частности, планируется предложить дополнительный порог для населения с доходами свыше 100 млн руб. со ставкой 25% и одновременно обнулить ее для граждан, зарабатывающих не более 360 000 руб. в год.
Дмитриева рассказала «Ведомостям», что планирует внести поправки, согласно которым дивиденды будут включаться в общую налоговую базу с другими доходами. Кроме того, необходимо предусмотреть, что ставкой в 25% по налогу на прибыль должны облагаться в том числе дивидендные доходы от иностранных организаций или международных холдинговых компаний в пользу российской организации, добавила она.
Минфин не ожидает изменения ставок и порогов дохода ко второму чтению, говорил Силуанов «Ведомостям» в кулуарах ПМЭФа 7 июня. Основные параметры уже обсуждались с парламентом и предпринимателями, их изменение не будет востребовано при рассмотрении нижней палатой налоговых новелл, отметил он тогда. При этом министр допустил внесение точечных поправок к законопроекту.
Оправданны ли опасения
Повышение порога по УСН вряд ли спровоцирует выпадающие доходы региональных бюджетов: дробление бизнеса – более серьезная проблема для субъектов, считает директор ИНП РАН Александр Широв. При этом доходы регионов могут пострадать от роста налога на прибыль, считает директор Центра региональной политики Владимир Климанов. Повышение фискальной нагрузки снизит возможности бизнеса для инвестиций и наращивания выпуска, а это, в свою очередь, ограничит возможности роста, а значит, снизит будущие налоги, в том числе на уровне субъектов, отмечает Климанов.
В целом реформа, предложенная правительством, является донастройкой налоговой системы и не окажет глобального влияния на бюджеты всех уровней, резюмирует Широв. Кроме того, эксперт уверен, что власти будут готовы оперативно реагировать на негативные последствия реформы, если они обнаружатся, – налоговую систему могут еще раз донастроить после 2026–2027 гг.
Правительственные поправки предполагают ряд изменений, которые компенсируют возможные потери в доходах регионов, считает Широв. В частности, к ним относится налоговый кэшбэк для семей с детьми. Он должен повысить спрос со стороны наименее обеспеченных домохозяйств, а это создаст дополнительный рост производства и последующих налоговых отчислений предприятий, пояснил эксперт.
Кроме того, часть допдоходов от изменений пойдет в проекты, реализуемые в регионах, добавил он.
Семейный кэшбэк имеет несколько существенных недостатков, заявил профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Во-первых, эта выплата не является безусловной, а предполагает достаточно сложную процедуру проверки получателя на предмет соответствия требованиям. Право на кэшбэк предлагается делать в соответствии с теми же условиями, которые сейчас предъявляются получателям единого пособия, среди них – подтверждение занятости или ее отсутствия, наличие автомобиля, недвижимости, перечислил эксперт.
Во-вторых, влияет длительный период возврата кэшбэка (он возвращается по итогам года). В условиях высокой инфляции это означает, что семьи получат выплату, уменьшенную на уровень годовой инфляции, продолжил эксперт. «Если дорожают потребительские товары, которые находятся в группе активного потребления бедных семей, цена кэшбэка будет резко сокращаться», – пояснил он. С точки зрения демографической политики это неверный сигнал для семей, уверен эксперт. В итоге домохозяйства придут к тому, что лучше профилактировать бедность самостоятельно, в том числе не рожая детей.