ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Дефицит кадров вынудил работодателей уступать сотрудникам
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Дефицит кадров вынудил работодателей уступать сотрудникам

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Дефицит кадров вынудил работодателей уступать сотрудникам

Эффективность работников с гибридным режимом даже ниже, чем у удаленщиков, считают эксперты

Ведомости от 02.11.24

Дефицит кадров вынуждает российский рынок труда становиться более гибким: доля сотрудников, которые могут подстраивать работу под личные дела (например, семейные обстоятельства или визиты к врачу), во II квартале составила 57,4%. Об этом говорится в обзоре «Барометр экономического поведения домашних хозяйств в России», подготовленном НИУ ВШЭ (такая оценка проводилась впервые). Опрос показал, что возможность планировать гибридный график особенно актуальна для женщин (61,6% против 53,4% среди мужчин) и родителей нескольких детей. Для тех же, кто трудится 40 часов в неделю, эта опция доступна реже всего. Авторы исследования при этом отмечают, что на трудовых договорах изменения в режиме работы не сказываются, а нестандартные контракты с прописанной в них спецификой организации рабочего времени – по-прежнему редкость для компаний на отечественном рынке, и, как правило, возможность персонализировать график возникает де-факто.

Больше всего вариативности в плане распределения времени на работу и личные дела, согласно статистике, позволяют себе занятые на неполный день – т. е. менее 40 часов в неделю. В эту категорию работников чаще остальных входит молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (66%), персонал старше пенсионного возраста (70%), а также люди с начальным образованием (63%), активнее всего вовлеченные в неполную занятость. Среди тех, кто занят на работе 40 часов в неделю, – это предел, обозначенный в Трудовом кодексе, – про гибкость графика заявили только 48% опрошенных. Кроме того, исследователи установили закономерность: чем больше детей в семьях сотрудников, тем чаще они указывают на наличие договоренности с работодателем о гибких условиях труда.

Еще часть опрошенных (18%) отметили, что у них есть возможность трудиться удаленно вне зависимости от личных обстоятельств (т. е. не нужна уважительная причина, чтобы работать из дома. – «Ведомости»), следует из обзора. Эта доля выше среди сотрудников с высшим образованием (29,9%), исполнителей с неполным рабочим днем (40% женщин и 37% мужчин), а также женщин с детьми (26%). Авторы указывают, что сильнее всего дистанционная занятость распространена в сфере IT, финансов и страхования, а также образования и науки.

Повышению гибкости рынка труда способствует не только ситуация с дефицитом кадров в условиях исторически низкой безработицы (по данным Росстата, в сентябре она сохранилась на уровне 2,4%) – все еще сказывается «эффект пандемии», а вместе с ним и прогресс в модернизации цифровых платформ, которые позволяют работодателям предлагать удаленную занятость.

Вывод о том, что возможности гибкой организации рабочего времени – это результат договоренностей с работодателем, основан на сопоставлении полученных оценок с данными обследования рабочей силы Росстатом, объясняет ведущий научный сотрудник Центра комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ Светлана Бирюкова. Расчеты статистического ведомства фиксируют «существенно более низкую» распространенность гибкой занятости, подчеркивает она.

Дети – в приоритете

Бирюкова соглашается, что нарастающий дефицит кадров – один из ключевых вызовов для российского рынка труда и ответом на него должно стать вовлечение в занятость максимального числа работников с одновременным повышением производительности труда. В то же время к числу национальных приоритетов в сфере демографии государство относит также поддержку

рождаемости, а «решение этой задачи может входить в противоречие со стимулированием занятости», рассуждает Бирюкова. Для россиян совмещать работу и родительские обязанности в условиях жестких трудовых контрактов – это тоже вызов, считает она. По ее мнению, именно гибкость условий труда может сбалансировать оба этих приоритета.

Гибкая организация рабочего времени позволила найти работу или впервые выйти на рынок труда женщинам в отпуске по уходу за ребенком, а также людям с хроническими заболеваниями и тем, кто ухаживает за другими членами семьи, отмечает эксперт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Марина Лопатина. При этом нельзя утверждать, что такой подход может решить кадровый голод, говорит эксперт, так как среди перечисленных категорий нечасто встречаются высококвалифицированные специалисты, а именно их не хватает работодателям.

Экономике не грозит дилемма между дефицитом кадров и необходимостью повышать рождаемость, уделяя больше времени семье, полагает основатель рекрутингового портала SuperJob Алексей Захаров. По его мнению, до сих пор не созданы условия для решения демографических проблем, а существующие стимулы не всегда эффективны.

К вопросу об эффективности

Эффективность сотрудников с гибридным режимом работы ниже, чем у офисных работников и даже у тех, кто трудится удаленно, делится выводами собственных исследований операционный директор платформы «Стахановец» Александр Канатов (компания разрабатывает программы кадровой аналитики и защиты коммерческих данных. – «Ведомости»). По его предположению, это связано с тем, что плавающий график и возможность совмещать работу с личными делами расхолаживает работника. «Он понимает, что если сегодня потрудился хорошо, то завтра на удаленке может лишний раз посмотреть YouTube или отвлечься на чтение новостей», – объясняет Канатов.

«Гибкости будет все больше и больше, а кадров – все меньше и меньше», – считает Захаров. Он убежден, что тенденцию с нехваткой сотрудников следует переломить путем усиления и совершенствования системы образования, но предпосылок к этому пока нет.

Лопатина также уверена, что гибкий график сопряжен с падением производительности труда, ведь привычные механизмы контроля работодателя за производительностью в таком случае недоступны. «До пандемии многие работодатели были уверены: эффективный работник – офисный работник», – напоминает эксперт РАНХиГС. Эпоха вынужденной удаленки заставила пересмотреть взгляды руководителей не только на понятие эффективного работника, но и на подходы к измерению производительности труда. Например, на одних предприятиях внедрили системы отслеживания активного рабочего времени, на других – перешли к проектной работе с конкретными сроками и объемами того, что нужно сделать, перечисляет Лопатина.

В случаях, когда процессы отлажены грамотно, а задачи сбалансированы, гибкая организация рабочего графика порой все же дает преимущество – она повышает удовлетворенность сотрудника работой, и часто это ведет к увеличению производительности. «Также работник может бояться потерять место с оптимальными для него условиями труда, что будет его стимулировать быть более производительным», – резюмирует эксперт.

Результаты на дистанции

Наблюдения 2024 г. и более ранняя аналитика подтверждают, что удаленка является полезной не для всех и сильнее сказывается на эффективности тех, кто привык работать в офисе, говорит

Канатов. Он признает «эффект пандемии», но объясняет, что он проявился иначе. «Была некая эйфория перемен от того, что можно работать на удаленке, вдобавок работодатели стали внимательнее и учтивее – отпускали по необходимости, проще относились к больничным и регулярности выходов на работу. Но эта эйфория прошла».

Компании получили большое количество новых инструментов для внутренних и внешних коммуникаций – различный софт для планирования, переговоров и командной работы из удаленных мест, зумы и интерактивные планеры, вспоминает управляющий партнер Depot Алексей Андреев. Но это единственный плюс, считает он. «Удаленное общение вскрыло проблемы этики: людям стало свойственно ругаться и не сдерживаться, быть невнимательными и совсем игнорировать общие чаты. В офлайн-формате этих проблем не было, и дисциплины было больше», – перечисляет он, признавая, что именно удаленный формат породил проблемы с учетом рабочего времени и производительностью труда. Тем не менее Андреев отмечает: если бы не жесткий опыт работы на удаленке в 2020 г., пережить 2022 г. было бы гораздо труднее.

Неоспоримое преимущество удаленки – это возможность нанимать профессионалов без необходимости учитывать, в каком регионе они постоянно проживают, добавляет заместитель гендиректора по персоналу компании «Эвоком» Ольга Ясырева. Ее опыт, напротив, показывает, что порой даже офисные сотрудники менее эффективно справляются с задачами, которые выполняет удаленный работник. Ясырева добавляет, что у HR-специалистов в условиях конкуренции работодателей за кадры с высокой квалификацией часто нет выбора и приходится соглашаться на условия соискателей, которые готовы трудиться исключительно на удаленке.

Ранее «Ведомости» писали, что, согласно данным Росстата, время, которое россияне тратят на работу, достигло максимума с 2014 г.: средний показатель по России в 2023 г. увеличился до 38 часов 12 минут в неделю, а в пересчете на пятидневную рабочую неделю ежедневный показатель равен 7 часам 38 минутам.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…