Стратегическое значение Бахмута, он же Артемовск, можно поставить под сомнение. Это один из многих небольших городов Донбасса. К востоку от него находятся Северодонецк и Лисичанск, ранее взятые российской армией, и они больше Бахмута. К западу от него - Славянск и Краматорск, все еще подконтрольные ВСУ, и они тоже больше.
Исходя из этого, трудно понять, почему именно Бахмут стал местом самого долгого и самого кровопролитного сражения российско-украинского конфликта, которое длилось 225 дней. Вместе с тем символическое значение Бахмута огромно, просто у нас не очень известна история этого города.
Основанный по инициативе Ивана Грозного, этот город стал первым и главным опорным пунктом русских в Донецком крае. В те времена люди здесь жили добычей соли. Тот же Славянск одно время носил название Соляной. Соль в течение XVII века была предметом соперничества между малороссами Слобожанщины, которые держали сторону московского царя, и донскими казаками, отстаивавшими свою вольность. Именно с захвата бахмутских солеварен началось восстание донцов под руководством Кондратия Булавина, которое было жестоко подавлено Петром Великим. Впоследствии Бахмут оставался столицей всего края вплоть до начала эпохи угля и металла, когда в действие вступили совсем другие экономические силы и возникли новые города, которые быстро переросли Бахмут.
Русская победа в Бахмуте - повод не только для ликования, но и для размышления о соотношении двух уровней, на которых ведется любая война - технического и человеческого. История войн рассказывает нам главным образом об эволюции вооружения. О том, как стальной клинок победил бронзовые мечи, как изобретение стремени сделало кавалерию грозной силой, как развитие артиллерии обесценило средневековые городские стены.
Может показаться, что с течением времени человеческий фактор значит все меньше и меньше, а война становится главным образом состязанием военно-промышленных комплексов. Человек на войне не нужен, воевать друг с другом будут роботы, а победит тот, чьи роботы окажутся совершеннее и многочисленнее, - так представляются сегодня войны будущего.
Вот и в период специальной военной операции мы говорим прежде всего о гонке беспилотников, объем применения которых с обеих сторон достигает уже десятков тысяч единиц. Оператор дрона - солдат нового поколения, преимущество которого уже не в умении разбивать кирпич ребром ладони. Мы говорим о важности космической разведки, о том, насколько удешевляет войну точная работа артиллерии по сравнению с залпами по площадям.
Но успех штурмовых отрядов ЧВК “Вагнер”, сумевших превратить в грандиозную мясорубку для ВСУ небольшой участок тысячекилометрового фронта, который на других отрезках давно находится в застывшем состоянии, - это свидетельство того, что человеческий фактор, фактор боевого духа, в условиях высокотехнологичной войны не утратил своего значения.
Может быть, дух сегодня становится еще важнее, ведь чем мощнее и смертоноснее военная машина противника, тем каждому отдельному смертному человеку психологически труднее выйти из окопа ей навстречу. Наши предки слагали сказки о богатырях, выходивших на бой с многоглавыми огнедышащими змеями, но сегодня в положении такого богатыря оказывается каждый боец.
Итак, победа в Бахмуте - это триумф человеческого духа. Дух, как известно, веет где хочет. Тем любопытнее, кто именно одержал эту духовную победу. Сделали это не какие-то секретные элитные спецназовцы, а люди, которые в иных обстоятельствах не могли бы оказаться в одном строю друг с другом. Как сказал Евгений Пригожин, “в ЧВК “Вагнер” генералы, бывшие сотрудники правоохранительных органов, ФСБ и бывшие заключенные рецидивисты действовали как одна слаженная команда”.
И здесь кроется парадокс, который еще ждет своего осмысления. Мы привыкли связывать силу духа с бескорыстным служением, а частная военная компания - это по определению организация профессионалов, воюющих за деньги. ЧВК “Вагнер” и создавалась изначально, чтобы конкурировать с западными наемниками в странах третьего мира, прежде всего в Африке. Но именно этих людей, подчас с непростым прошлым, история вознесла на вершину духовного подвига. Последние стали первыми.
Говорят, никогда прежде ЧВК не одерживала победу над регулярной государственной армией. При этом противник пользовался полной поддержкой сильнейшего в мире военного блока, в то время как “вагнеры” уступали противнику по численности и были явно хуже вооружены, постоянно страдая от недостатка снарядов.
На примере их успеха мы видим, что, помимо технологий материальных, для ведения войны сегодня необходимы технологии человеческие. У ЧВК “Вагнер” такие технологии есть, а, следовательно, ими в состоянии овладеть и подразделения нашей регулярной армии, которым еще предстоят большие сражения.
Автор материала: Игорь Караулов
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©