Депутаты приняли его единогласно в первом чтении
Депутаты Госдумы на заседании в среду единогласно поддержали законопроект о платформенной экономике, активно обсуждавшийся с осени прошлого года. Выработка решений по регулированию этого сектора вызвала дискуссии всех интересантов – во-первых, самих цифровых платформ, во-вторых, малого бизнеса, который на них торгует, в-третьих, представителей офлайн-торговли.
На регулирование платформ сформировался большой общественный запрос, подчеркнул глава Минэкономразвития Максим Решетников, представляя законопроект. Маркетплейсы сейчас не несут ответственности перед покупателем за качество товаров и услуг, поэтому понятный набор правил, предлагаемый законопроектами, позволит защитить интересы всех участников рынка и обеспечит его дальнейший рост, добавил министр.
Во-первых, в законопроекте фиксируется ответственность платформ. Предлагается их обязать проверять информацию о партнерах через портал «Госуслуги», реестры индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и не допускать к публикации карточки товаров без данных, подтверждающих их безопасность, наличие маркировки, сертификации и декларации о соответствии. Кроме того, в документе обозначены требования по хранению и доставке товаров, соблюдению санитарных правил и других норм.
Во-вторых, в законопроекте прописаны требования по защите интересов малого бизнеса, продавцов, производителей, которые работают через платформы. В этой части, например, предлагается ввести требование к операторам платформ оповещать об изменении договора не менее чем за 45 дней.
Кроме того, штрафы, блокировки карточек товаров или личного кабинета партнера будут возможны только с обоснованным уведомлением, направленным за три дня. Применять скидки за счет продавца можно будет только с его согласия – он также может и отказаться в любой момент от участия в акциях, добавил министр.
В-третьих, определяются особенности взаимодействия платформ с партнерами, которые оказывают услуги через них, – речь идет о самозанятых и индивидуальных предпринимателях. В частности, зафиксированы критерии, совокупность которых позволяет относить эти отношения к гражданско-правовым, а не трудовым.
С учетом масштаба задач новое регулирование предлагается запустить с 1 марта 2027 г., отметил Решетников.
Что доработают
Один из вопросов, который Минэк с депутатами могут доработать ко второму чтению, касается равного доступа банков к работе с маркетплейсами. По словам главы комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова, есть обращение ЦБ и крупнейших финансовых институтов, что должен быть обеспечен равный доступ – это нужно «четко прописать и в этом законе, и, может быть, в антимонопольном [законодательстве] что-то подправить». Решетников отметил, что этот вопрос во второй редакции можно «усилить». Ранее ФАС выдала предостережение Wildberries из-за навязывания продавцам услуг своего банка.
Председатель комитета по промышленности Владимир Гутенев предложил ко второму чтению установить максимальную скидку на продукты питания на уровне 10%. Он напомнил, что в рамках круглого стола в поддержку регулирования ограничений «так называемой инвестиции в скидки» выступил «Яндекс». Гутенев предложил сократить переходный период: по его словам, бизнес уже технически готов к выполнению требований закона с 1 марта 2026 г., за исключением отдельных положений, которые можно ввести годом позже. Эту позицию, по его словам, поддержал и представитель АКИТ на совместном заседании с комитетом по экономической политике.
Правительство проработает вопросы сроков ввода новых правил, согласился Решетников. При этом он напомнил, что платформам придется доработать свои системы для интеграции с госсервисами, проработать системы досудебного обжалования споров – это требует времени. Ко второму чтению будут предложены более оптимальные сроки, добавил он.
Ответственный комитет по промышленности и торговле принимает предложения по правкам к законопроекту ко второму чтению до 13 июля, следует из базы Госдумы.
Отдельно парламентом будут рассмотрены поправки в КоАП, которые введут штрафы за нарушение норм профильного закона о платформенной экономике. За неисполнение требований оператором посреднической цифровой платформы максимальный штраф для юрлиц составит 400 000 руб. – речь идет в том числе о нарушении правил поисковой выдачи, следует из проекта поправок. В случае ограничения доступа партнера к личному кабинету в нарушение требований максимальная санкция будет выше и составит 500 000 руб. Для продавцов за нарушение требований к размещению предложений о продаже товаров санкции варьируются от 10 000 до 200 000 руб. Комитет по госстроительству, ответственный за этот законопроект, принимает замечания до 19 июля, следует из данных Госдумы.
За рамками законопроекта
Отдельно будет проработан вопрос обмена данными маркетплейсов с налоговыми органами, отметил Решетников. Все детали будут установлены актом правительства, добавил он. По словам министра, в законопроекте платформы не наделяются статусом налоговых агентов, потому что для этого должно быть отдельное регулирование. При этом планируется прописать механизм взаимодействия с ФНС и мониторинга всех контрагентов.
Ранее замминистра финансов Алексей Сазанов в интервью «Ведомостям» заявил, что Минфин поддержит наделение платформ функцией налоговых агентов. С точки зрения администрирования, конечно, гораздо проще взаимодействовать с одной площадкой, чем с тысячами ее продавцов, отмечал он. Уже сейчас проходит пилотный проект по информационному обмену платформ с ФНС. Маркетплейсы начали рассылать своим селлерам уведомления о наличии у них признаков дробления бизнеса, писали «Ведомости» 18 июня.
Еще одна тема, которая требует доработки, касается донастройки режима самозанятых после 2028 г. Вопрос налогового арбитража в налогообложении пограничных случаев между трудовыми отношениями и гражданско-правовыми – это отдельный вопрос, добавил министр. Уже сейчас Минтруд с Рострудом по установленным критериям риска выходят на проверку организаций, где самозанятые получают до 90% своих средств от одного юрлица. В законе прописан набор критериев, которые квалифицируют гражданско-правовые отношения, – это первый шаг к повышению прозрачности этой системы, отметил министр, добавив, что «только через маркетплейсы мы эти проблемы не решим».
Также в дальнейшую повестку законодателей должны войти вопросы дерегулирования офлайн-торговли, отметил Решетников, не уточнив, какие нормы требуют пересмотра. Говоря о различиях онлайн- и офлайн-торговли, министр отметил, что «небольшие магазины не могут выдержать конкуренцию с сетями доставки, потому что в них и в маркетплейсах больший набор товаров, меньше цены». Уровень налогообложения на маркетплейсах и в торговых сетях примерно сопоставим, при том что платформы «активно инвестируют в новую логистику, обеспечивают разнообразие на рынке и выбор для потребителя, что позволяет сдерживать цены», подчеркнул он. Маркетплейсы выигрывают конкуренцию у небольших торговых точек, и этому не нужно «противостоять и тормозить эти изменения».
Есть ли перекосы в регулировании
Платформенная экономика имеет огромные масштабы: на 2025 г. ее объем ожидается в размере 20–22 трлн руб., это около 10% ВВП, подчеркнул профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Игорь Качалов. При этом в первой половине текущего года она росла со скоростью 50–60% годовых, соответственно, в 2027 г. она может составить от 30 трлн до 35 трлн руб. и больше, т. е. новый законопроект урегулирует около 15% российской экономики, поясняет Качалов. Он уверен, что конкретные изъяны законопроекта будут видны лишь к сентябрю 2027 г., после нескольких месяцев действия, из-за новизны отрасли.
Баланс интересов в законопроекте соблюден и в доработке он не нуждается, уверен генеральный директор Центра стратегических разработок (ЦСР) Павел Смелов. По его словам, предложения ЦСР учтены при разработке. Споры еще будут, но большинство регуляторов и бизнесов согласны с этой редакцией, говорит Смелов. В вопросе баланса интересов платформ и продавцов Смелов видит «четкую фиксацию и прозрачность». По его словам, та работа, которая предстоит, даст толчок для развития добросовестным продавцам и создаст всем участникам рамки. От предлагаемых механизмов в выигрыше больше всех окажется конечный потребитель, добавляет Смелов.
По мнению Качалова, благодаря законопроекту контроль за платформенной экономикой будет даже строже, чем за офлайн-торговлей, так как прописано большое количество требований, в том числе порядок рассмотрения претензий. Он уверен, что онлайн-сегмент торговли может быть более прозрачным для органов власти, чем традиционные магазины. По словам Смелова, офлайн- и онлайн-торговля используют абсолютно разные бизнес-модели и новый законопроект не ущемляет интересы физических торговых точек.
Текущая редакция законопроекта сбалансирована регулятором, учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и позицию участников рынка, а также призвана ввести единые стандарты для отрасли, заявил директор по связям с государственными органами объединенной компании Wildberries и Russ Евгений Этин. Представитель «Яндекс маркета» отметил, что компания поддержала концепцию нового законопроекта – он вводит прозрачные и справедливые правила регулирования деятельности интернет-площадок для защиты интересов как продавцов, так и покупателей.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/07/10/1123337-chto-dorabotayut-v-zakonoproekte-o-platformennoi-ekonomike?from=copy_text