Советский опыт борьбы с правозащитниками и диссидентами подтверждает, что очевидные цели, как правило, ложные
Ведомости от 18.12.19
Одно из оправданий политических репрессий – борьба за «безопасность страны». Логика следующая: демонстранты, пикетчики, борцы с коррупцией расшатывают власть, подрывая доверие граждан к ней. Соответственно, даже если расследование ФБК показало, что какой-то большой начальник насквозь коррумпирован, занимается бизнесом и имеет недвижимость за границей, бороться надо с теми, кто опубликовал информацию, а не с коррумпированным начальником. Ведь в этой логике она, коррумпированный начальник, власть не подрывает и, значит, безопасности страны не угрожает. Не угрожает и чиновница, которая фальсифицирует результаты выборов. (Потому что выборы приводят к смене людей во власти – т. е. «подрывают власть».) А тот, кто о фальсификациях рассказывает, – угрожает. Но так ли это?
40–50 лет назад в нашей стране был огромный аппарат по защите «государственной безопасности». Прежде всего – КГБ, но не только: безопасность в широком смысле была важнейшей заботой всех органов власти. Конечно, все страхи и опасения тогдашних борцов за безопасность в одной колонке не обсудишь, но кое-что можно понять. Ведь про страхи прошлые мы знаем – оправдались они или нет, тем ли занимались органы госбезопасности или нет?
Целые отделы КГБ, сотни сотрудников и тысячи привлеченных граждан занимались диссидентами и правозащитниками – от академика Сахарова до частных граждан, выступивших против той или иной несправедливости или просто не хотевших маршировать по указанию партии. Сотни судебных процессов. Десятки тысяч затронутых судеб. Огромный ущерб науке, образованию, культуре. И что показала история? Что все это – слежка, обыски, аресты, конфискации, приговоры, выдавливание за рубеж – было зря. Никакой угрозы для безопасности страны диссиденты и правозащитники не представляли. Огромный ресурс был потрачен на фантомные угрозы.
А занимался кто-нибудь в это время настоящими угрозами для безопасности СССР? Настоящими, как мы теперь знаем, потому что страна развалилась. В конце 1970-х, вместо того чтобы следить за посетителями квартиры Сахарова в Горьком, кто-нибудь в КГБ обращал внимание на то, что высшее руководство страны – смертельно больные старики, которым нельзя доверить даже пенсионную книжку, не то что управление страной? На то, что внешняя политика диктуется не интересами страны, а интересами ВПК? На то, что в экономике накапливаются фантастические перекосы, которые всего лишь через 10 лет приведут к экономической катастрофе в мирное время? Это-то были, как мы теперь знаем, настоящие угрозы безопасности.
Так же и сегодня. Студенты, протестующие против фальсификации результатов выборов, безопасности страны не угрожают. А мэр, фальсифицирующий выборы, чтобы в горсовете не оказалось борцов с коррупцией, угрожает. Социолог из Франции, изучающая – да что бы она там ни изучала, – никакой безопасности страны никак не угрожает. А силовик, у которого недвижимость на Лазурном берегу, – угрожает. Бизнесмен, приехавший заработать на российских ресурсах или талантах, – ничем безопасности страны не угрожает. А тот, кто не дает бизнесменам зарабатывать, – угрожает, увеличивая опасность экономического краха. Угрозы безопасности страны существуют – тем более важно отличать реальные угрозы от мнимых.