Роль развивающихся стран в мировой экономике растет, отметил президент
Ведомости от 05.12.24
Глобального Запада больше не существует, «он становится все менее и менее глобальным» – его доля в мировом ВВП постоянно сокращается, как и роль доллара в качестве мировой резервной валюты. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе пленарной сессии инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!». В то же время роль Глобального Юга и Востока растет, указал Путин. Темп роста экономик развивающихся стран в два раза выше, чем тех стран, которые называют «развитыми», подчеркнул президент.
«Некоторые экономики развиваются совершенно необычными темпами. Например, достаточно посмотреть на Эфиопию, там за последние 10 лет рост составил около 120%, это просто феноменальные показатели», – отметил он. Такими же темпами развиваются очень многие страны Глобального Юга и Востока, поэтому Россия ориентируется на сотрудничество с теми странами, где наблюдается рост экономики и где увеличивается число партнеров, которые не оглядываются «на окрики со стороны». В то же время в развитии торговых отношений РФ и КНР остается проблема взаимных расчетов, напомнил Путин. Это связано с тем, что почти 90% товарооборота обслуживается в национальных валютах, юанях и рублях.
У людей, которые предлагают ввести санкции в отношении третьих стран, сотрудничающих с Россией, «вроде бы хорошее образование, они там всякие оксфорды, кембриджи заканчивают, они вроде должны быть достаточно умными», отметил Путин. В то же время что-то им мешает быстро и эффективно реагировать на реально изменяющиеся события в мире, считает глава государства. Они своими действиями подталкивают к созданию многополярного мира – этот процесс становится неизбежным, отметил президент. «Надеюсь, произойдет когда-то нормализация наших отношений с нашими западными партнерами. И прежде всего потому, что они сами в этом заинтересованы, но и у нас есть интерес, конечно», – отметил он.
Второй шанс для европейского бизнеса
Отвечая на вопрос предпринимателя из Германии о «втором шансе» для европейского бизнеса, если он захочет вернуться, Путин повторил, что Россия «никого не выгоняла, никого не выдавливала с нашего рынка». Несмотря на политическое давление, многие западные компании не ушли с российского рынка, подчеркнул президент. По его словам, около половины компаний продолжает работу в прежнем режиме, часть передала управление подконтрольным лицам и организациям, примерно четверть действительно ушла. Президент отметил, что «просто так вернуться на прежние места будет достаточно сложно», потому что многие ниши уже заняты, но Россия специально никаких препятствий создавать не будет. «Наши двери всегда открыты», – указал президент.
По словам Путина, в результате разрыва связи с Россией европейская и, в частности, немецкая экономика переживает сложные времена. Это связано не только с тем, что европейские страны больше не могут получать российские энергоносители по приемлемым ценам, но и с тем, что она потеряла возможность продавать на российский рынок товары и комплектующие, использовать логистические маршруты, использовать евро для расчетов.
Ответ на вопрос про европейский бизнес президент сопроводил историей про немецкого рыбака, которую он услышал во времена работы в Германии. По словам Путина, его приятель, прогуливаясь по Берлину, встретил рыбака и спросил у него, есть ли улов. Тот ответил отрицательно, говоря, что виной всему «ветер с востока». На что приятель пошутил, что «все проблемы, вся грязь – с Востока». «Я к чему это сейчас вспомнил: вот теперь все, что с Востока, – лучше, чем с Запада», – ответил президент, добавив напоследок, что у России с Германией всегда были очень хорошие отношения.
По его словам, отличительная особенность немецких вложений заключалась в том, что они не не стремились получать быстрые деньги, они вкладывались вдолгую, в промышленность. В пример он привел немецкий концерн Volkswagen. «Зачем Volkswagen ушел с российского рынка? Не только бы здесь работал, не только бы продавал свою продукцию даже в условиях высокого уровня локализации этой продукции, а еще и компоненты бы продолжал поставлять, получал бы замечательную выручку», – сказал президент.
Путин также подшутил над инвестором из Германии, потому что тот задавал вопрос на английском, а не немецком языке. «Самое важное – это уровень суверенитета», – сказал он.
Роль доллара
Модератор сессии, глава ВТБ Андрей Костин спросил о последствиях предложения избранного президента США Дональда Трампа ввести 100%-ные пошлины против стран БРИКС, если они не будут использовать доллар. «Сила Америки в долларе», потому что в него вкладывают деньги, подчеркнул Костин. «Если не будет доллара, то провалится американская экономика с ее огромным долгом и всем, что доллар приносит», – указал он.
Путин согласился, что использование доллара как мировой валюты приносит США деньги в большом объеме. По его словам, за последние 10 лет они получили примерно $10 трлн «просто так, с неба» – за факт использования доллара в расчетах. За последние четыре года преемники Трампа «очень многое сделали для того, чтобы подорвать фундаментальные основы доллара как мировой резервной валюты», отметил Путин. По данным МВФ, доля доллара в международных резервах снизилась во II квартале 2024 г. до минимума за последние 30 лет – она составила 58,2%. В то же время, по данным SWIFT, в мировой торговле на долю доллара в августе пришлось 83,2% платежей.
Доля США в мировой экономике сокращается, а значит, и влияние доллара на мировые экономические процессы тоже сокращается – естественным образом происходят процессы, связанные с появлением других инструментов, указал президент. «Вот, например, биткойн кто может запретить? Да никто», – отметил Путин. По его словам, это новые технологии и, что бы ни происходило с долларом, эти инструменты так или иначе будут развиваться, потому что все будут стремиться к тому, чтобы снижать издержки и повышать надежность. Россия предложила странам БРИКС и партнерам объединения механизм трансграничных платежей с использованием цифровых финансовых активов (ЦФА), аналогичных токенам, говорил в июне министр финансов Антон Силуанов. Расчеты могли бы проходить на платформе BRICS Bridge, отмечал Силуанов.
Про российскую экономику
Путин сравнил темпы роста российской и европейской экономики. В прошлом году ВВП России вырос на 3,6%, в этом году будет около 4%, а прогноз по ВВП еврозоны на этот год – 1%. В то же время инфляция в России на достаточно высоком уровне – 8,8%. Для ее снижения нужны скоординированные совместные действия правительства и Банка России, сказал Путин. «Подчеркну, это не призыв, не пожелание, а, думаю, прямое руководство к действию. Собственно, коллеги из ЦБ и из правительства это прекрасно понимают, и координация имеет место быть», – отметил президент.
Теме инфляции была посвящена макроэкономическая сессия форума, и среди ее участников не было разногласий относительно инструментов для ее снижения. Власти признали, что при высокой инфляции экономический рост не может быть здоровым, а избежать рецессии поможет скоординированная работа правительства и ЦБ, а также развитие экономики предложения. Высокая ключевая ставка не ввергнет экономику в рецессию, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она сравнила инфляцию с высоким пульсом при беге – «короткую можно бежать с высоким пульсом, но на длинной – достаточно тяжело». Министр экономического развития Максим Решетников, в свою очередь, отметил, что на фоне действий ЦБ бизнес действительно пересматривает и активно сокращает инвестиционные программы, поскольку считает, что период высоких ставок не закончится в ближайшее время. Замглавы администрации президента Максим Орешкин призвал следить за качеством кредитов, которые выдают банки.
Президент обратил внимание, что долговая нагрузка компаний с госучастием в последнее время увеличилась. Путин поручил правительству совместно с ЦБ принять решения по управлению кредитным портфелем госкомпаний, чтобы не допускать чрезмерной долговой нагрузки. Также он предложил увязать с выходом на биржу получение субсидий и льготных кредитов компаниями.
Чего ждать от иностранцев
В словах Путина о подрыве роли доллара действительно есть правда, рассуждает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, американскую валюту теснят экономики стран Глобального Юга, переживающие рост, а также отказ от нее России. Если брать объемы доллара в торговле, в долгах и резервах, то статистически они снижаются, соглашается директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Но фактически доллар – по крайней мере пока – имеет преимущество перед другими валютами, оставаясь на первом месте и в торговых расчетах, и в заимствованиях, и в резервах», – подчеркивает он. Эксперт указывает, что основная задача ФРС – заботиться о благосостоянии США, а не обеспечение принадлежности всех стран к доллару.
От снижения распространенности доллара выиграли не юань, не рупия, не тем более рубль, а другие валюты западного блока – например, канадский или австралийский доллары, считает, в свою очередь, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. «В этом я вижу скорее диверсификацию, нежели угрозу глобальной роли доллара», – резюмировал он.
Угроза торгового конфликта США и ЕС вряд ли заставит европейских производителей вернуться в Россию, полагают эксперты, комментируя ответ президента немецкому инвестору. Буклемишев также замечает, что не стоит рассчитывать на тот масштаб ссоры между недружественными странами, который заставил бы вернуться ушедший бизнес.
К положению дел в 2021 г. с точки зрения присутствия иностранных инвесторов и компаний страна еще достаточно долго не сможет вернуться, оценивает Климанов. Остапкович же предлагает обращаться к экономической истории, в которой сюжеты с многократными уходами и возвращениями были не редкостью. «То, что они вернутся, у меня даже не вызывает сомнений. Может, и не в таком массиве, как в тучные нулевые с ростом ВВП на 7% в год», – рассуждает Остапкович. По его мнению, Россия меньше всего нуждается в капвложениях западного бизнеса, прежде всего государству нужны «их менеджмент и технологии», проблему нехватки которых можно решить «только в коммуникации с другими странами».