Что изменится в масштабном налоговом законопроекте
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Что изменится в масштабном налоговом законопроекте

Что изменится в масштабном налоговом законопроекте

Ко второму чтению в нем появился туристический налог, а также скорректированы правила получения федерального инвествычета

Ведомости от 09.07.24

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал к принятию поправки ко второму чтению законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс (НК). Депутаты рассматривали предложения по корректировке принятого в первом чтении документа на трех заседаниях. Всего поступило 225 поправок, из которых 63 – правительственные, сообщил глава профильного комитета Андрей Макаров.

Что было одобрено

Ко второму чтению было предложено несколько значимых изменений. Во-первых, комитет одобрил введение туристического налога. Согласно проекту поправок в НК, с 2025 г. стоимость проживания будет облагаться ставкой 1%, затем она будет ежегодно расти – до 5%. Минимальная сумма составит 100 руб. в сутки для каждого занятого номера. Налог будет дифференцированным, а муниципалитеты по своему усмотрению смогут его обнулить или снизить в зависимости от услуг, категорийности номера и сезонности, пояснил Макаров. Постоялец не сможет отказаться от уплаты налога, так как он будет включен в счет автоматически, добавил глава комитета. Собранный турналог увеличит оборотные средства отельеров на три месяца, так как его уплата предусмотрена раз в квартал, ответил Макаров на критику депутата Николая Валуева, который говорил о возможном негативном влиянии налога на отрасль.

Во-вторых, комитет согласился с уточнением критериев получения федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ). В частности, производителей природного газа вывели из-под запрета применять льготу. В первой версии под это исключение подпадали только производители подакцизных нефтепродуктов (в том числе бензина и керосина), нефтедобытчики, виноделы, автопроизводители, производители жидкой стали, этана, а также сжиженного углеводородного газа. Вычетом не смогут воспользоваться иностранные организации, банки, участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СПЗК), производители этилового спирта и спиртосодержащей продукции (в том числе лекарств и парфюмерии), табака и табачных изделий. В законопроекте прописано, что максимальный размер вычета может составить 5 п. п. от 25%-ного налога на прибыль – из той части, которая зачисляется в федеральный бюджет. Детали применения ФИНВа правительство определит в отдельном постановлении. Минэкономразвития прорабатывает механику работы ИНВ с учетом мнения бизнеса по данному вопросу, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.

Еще один пул рекомендованных к принятию поправок касается повышения ряда пошлин. Например, госпошлина за расторжение брака будет повышена до 5000 руб. с 650 руб., а за перемену имени, фамилии и отчества – до 5000 руб. с 1600 руб. Замминистра финансов Алексей Сазанов в ходе обсуждения поправок на комитете отметил, что индексация госпошлин – назревшее решение, так как они не повышались уже давно.

Кроме того, ко второму чтению уточняются некоторые положения амнистии за дробление бизнеса. В частности, в определении отказались от формулировки «контролирующее лицо», а также предложили проводить несколько выездных проверок с целью доказать отказ от дробления.

Также депутаты одобрили корректировки в налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В частности, в новой версии законопроекта изменен уровень отсечки для повышения НДПИ для производителей угля. Законопроект предусматривает введение надбавки к ставке НДПИ при добыче энергетического и коксующегося угля при превышении пороговых цен в портах Дальнего Востока в размере 10% от объема превышения. В первоначальной версии законопроекта уровень отсечки был установлен в $100 за 1 т для энергоугля и $140 за 1 т для коксующегося, в новой версии он составляет $120 за 1 т и $167 за 1 т соответственно. Также устанавливается уровень отсечения для антрацита – $135 за 1 т.

Помимо прочего комитет одобрил поправку, которая освобождает от повышенного НДФЛ надбавки к зарплате для работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с неблагоприятными условиями. Такое поручение давал президент России в ходе поездки в Якутск, напомнил Макаров.

Что не было одобрено

Депутаты предлагали также масштабные корректировки шкалы НДФЛ, но они не были одобрены. Как пояснял замминистра финансов Алексей Сазанов в ходе заседания комитета, предложенная правительством шкала – это сбалансированное между интересами бизнеса и государства решение и эти договоренности нарушать не планируется. Законопроект, принятый в первом чтении, предполагает ставку НДФЛ в 13% для налогоплательщиков с годовом доходом до 2,4 млн руб. Доходы до 5 млн руб. будут облагаться ставкой 15%, до 20 млн руб. – 18%, до 50 млн руб. – 20%, свыше этой суммы – 22%.

Депутаты от КПРФ Михаил Щапов и Евгений Бессонов предложили ввести необлагаемый НДФЛ минимум в размере МРОТа, а также повысить ставку для сверхбогатых (с доходом свыше 50 млн руб.) до 30%. По словам Сазанова, у региональных бюджетов возникнут в этом случае «катастрофические» выпадающие доходы на сотни миллиардов рублей. Они не покроются ростом поступлений с обеспеченных граждан в небогатых субъектах, отметил он. Кроме того, такая инициатива разбалансирует бюджеты субъектов, особенно те, где и так низкие зарплаты.

Депутат Оксана Дмитриева предложила предоставлять инвестиционный налоговый вычет всем обрабатывающим компаниям на всю сумму налога на прибыль, которая будет зачисляться в федеральный бюджет (8 п. п. от 25%), до половины от объема инвестиций. Сазанов, отвечая на это предложение, сообщил, что выпадающие доходы федерального бюджета в этом случае составят почти 1 трлн руб.

Депутат Михаил Делягин из «Справедливой России» предлагал распространить предложенную правительством шкалу НДФЛ на доходы от дивидендов. Российская юрисдикция в этом случае не будет выгодной для предпринимателей, так как им достаточно будет провести более 180 дней в году за рубежом, чтобы заплатить пониженную ставку налога, парировал замминистра. По некоторым соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН), в том числе с СНГ, пассивные доходы облагаются по ставке 10%, напомнил он. Согласно законопроекту, если доходы от дивидендов не превышают 5 млн руб., ставка составит 13%, заработки свыше этой суммы будут облагаться по ставке 15%.

На что рассчитывали

Собранные 50 млрд руб. за пять лет едва ли помогут бизнесу, полагает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков: «С одной стороны, средства призваны помочь, но с другой – растет фискальная нагрузка, а более сложный учет и администрирование повлекут за собой увеличение расходов». При низкой рентабельности бизнеса отрасль рискует столкнуться с уходом части бизнеса в тень – от 5 до 7% отельеров решатся на это, опасаясь как самого налогового бремени, так и возможных штрафов и санкций за неуплату, оценил Волков.

В новой версии поправок суть налоговой амнистии не изменилась, хотя такой запрос со стороны бизнеса был, отметил партнер «МЭФ legal» Вадим Зарипов. Он согласен, что формулировка стала корректнее, однако замечает: закон по-прежнему охватывает слишком широкое понятие единой предпринимательской деятельности (ЕПД). «Было бы правильнее говорить о разделении «одного или смежных видов экономической деятельности». При текущем определении магазин, химчистка и булочная могут быть признаны ЕПД, если у них общие ресурсы. Поэтому нужна будет серия разъяснений ФНС по этому определению, как и по всей статье», – говорит он. По мнению Зарипова, даже с поправками сохраняется риск того, что налоговая потребует консолидировать все доходы на одно лицо. А значит, доходы условного ИП будут приписаны ООО и подпадут под 25% – что больше, чем новые ставки НДФЛ, резюмирует эксперт.

Увеличение налоговой нагрузки было предсказуемым, считает президент бизнес-ассоциации «Опоры России» Александр Калинин, вопрос заключался лишь в том, насколько решения будут справедливыми. Процесс совершенствования Налогового кодекса Калинин назвал взвешенным: «Он прошел по-честному: были возможности высказаться, обсудить предложения и подискутировать на их счет».

Для бизнеса, как подчеркивает Калинин, было принципиально сохранить на прежнем уровне нагрузку на самозанятых – микробизнес, который нуждается в капитализации и «наборе компетенций». Говоря о повышении налога на прибыль, Калинин подчеркнул: ставка все же не такая высокая, как в других странах.

Обширные дискуссии затронули туристический налог, признает президент «Опоры России». Калинин обращает внимание, что объекты размещения – гостиницы и отели – будут выступать лишь «транзитером» этого налога между туристами и муниципалитетом. Резюмируя, Калинин заявил: у бизнеса будет время подготовиться к изменению налоговой системы.

Льготы для крупных компаний

В новой редакции потенциальное право на применение ФИНВа получат в том числе производители природного газа, подлежащего налогообложению акцизом, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Олеся Никифорова. Природный газ не признается подакцизным товаром, если только это не предусмотрено международными договорами, добавляет она. Исходя из текста законопроекта ко второму чтению, под действие ФИНВа подпадают как «Газпром» и другие производители газа, так и нефтяные компании, считает аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. С ним согласен инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.

Бахтин отмечает, что со ставкой налога на прибыль в 25% скорректированная прибыль «Газпрома» в 2025 г., по прогнозу инвестбанка «Синара», составит 585 млрд руб. Если эффективная ставка налога останется на уровне 20%, финансовый результат компании будет выше на 54 млрд руб., указывает он. Но вряд ли нефтегазовые компании смогут вернуться к прежнему уровню налога на прибыль за счет ФИНВа, считает Суверов.

Критерии получения вычета будут устанавливаться правительством, а Минфин уже представил свою оценку эффекта от увеличения налога на прибыль – 1,6 трлн руб. после ФИНВа (который может быть оценен в сумму до 0,4 трлн руб. на всю экономику), напоминает он. При этом достижение этой суммы будет в первую очередь осуществляться за счет наиболее крупных предприятий страны, отмечает аналитик.

По словам Суверова, оценка ФИНВа «Газпрома» будет также зависеть от использования этого механизма дочерней «Газпром нефтью». Вклад этой компании в прибыль «Газпрома» возрастает на фоне снижения дохода монополии от газового бизнеса. Например, в 2023 г. показатель EBITDA «Газпрома» был почти на 2/3 сформирован за счет «Газпром нефти», указывает эксперт.

Суверов отмечает, что «Газпром» сократил плановый объем инвестпрограммы на 2024 г. до 1,57 трлн руб. (плановый уровень на 2023 г. составлял 2,3 трлн руб., фактический – 1,97 трлн руб.). Без начала реализации новых проектов роста (например, «Сила Сибири – 2») капвложения будут снижаться, сокращая тем самым возможности по использованию ФИНВа. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов также считает, что «Газпром» и «Новатэк» не смогут в полной мере воспользоваться налоговыми вычетами, поскольку российская газовая отрасль «входит в период длительной инвестиционной паузы». У «Газпрома» она связана с сокращением экспортной выручки из-за снижения поставок в Европу, а также с затягиванием китайской стороной согласования проекта «Сила Сибири – 2». У «Новатэка» пауза вызвана санкциями на поставки оборудования для производства СПГ и сложностями с поставками газовозов.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Утром не хочется идти на работу? Откройте журнал «»Форбс»» и найдите там свою фамилию. Не нашли? Тогда бегом на работу!