Рынок доставки продуктов и готовой еды в постпандемийном 2022 году продолжил расти. В первом полугодии совокупная емкость этого рынка выросла в Московском регионе на 60% и превысила 300 млрд руб. (учитывая НДС), говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Немалая доля в структуре заказов приходится на офисы: до 40% по количеству заказов и до 30% по стоимости, отмечает он.
Как прогнозирует Бурмистров, по итогам 2022 г. совокупная стоимость заказанных в офисы продуктов и готовой еды в Московском регионе приблизится к 200 млрд руб.
При этом питание сотрудников далеко не во всех компаниях организовано на должном уровне: например, проведенный по просьбе «Ведомостей» опрос «Работа.ру» показал, что меньше половины фирм выделяют для своих работников отдельные помещения для приема пищи. Почему при нынешнем нормативном регулировании перекус или даже чай в неположенном месте может грозить проблемами как работнику, так и работодателю, разбирались «Ведомости».
Место для трапезы
Согласно опросу сервиса «Работа.ру» (опрос проходил в сентябре 2022 г. среди 2800 работодателей разных сфер из всех регионов РФ), только у 48% работодателей для приема пищи сотрудников есть отдельное помещение. 23% респондентов сообщили, что обедают в «специально оборудованном месте», а около трети (29%) заявили, что в их компании вообще нет места, предназначенного для питания. Последнее – нарушение законодательства.
Статья 216.3 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность по «санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями охраны труда». Для этого, говорится в статье, работодатели и должны оборудовать по установленным нормам в том числе помещения для приема пищи. Требование о необходимости организации «на предприятии» помещения для приема пищи содержится также в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям труда (санитарные правила №2.2.3670-20).
Некоторые организации, пытаясь снять с себя ответственность за организацию отдельных помещений для приема пищи, апеллируют к тому, что приведенные требования СП касаются лишь организаций промышленности: в нормативных актах используется термин «предприятие». Юрист BGP Litigation София Лунева отмечает, что такой подход основан на гражданско-правовом определении этого понятия. В большинстве случаев к ответственности за нарушения в данной сфере привлекаются именно производственные организации, говорит она.
Правда, правоприменительная практика не всегда складывается в пользу такого толкования термина «предприятие». Например, «Ведомостям» удалось обнаружить случай, когда суд возложил на медицинскую организацию обязанность по созданию помещения для приема пищи водителями «скорой помощи» (решение Пушкинского городского суда Московской области от 14 апреля 2022 г.). По мнению эксперта службы правового консалтинга компании «Гарант» Елены Вороновой, «использование в данном случае формулировки «на предприятии» не должно расцениваться буквально».
Требования охраны труда, в том числе по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников, распространяются на всех работодателей, а в санитарных правилах прямо прописано, что они являются обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подчеркивает эксперт. На это же указал в ответе «Ведомостям» и представитель Роспотребнадзора.
Еда в ларьке
На практике требования законодательства не всегда выполнимы, отмечает Воронова. Некоторые работодатели физически не могут выделить для работников отдельное помещение для приема пищи (например, в торговых точках типа ларьков). «К сожалению, на сегодняшний день законодательство не содержит норм, устанавливающих исключения для таких случаев или особый порядок выполнения обязанностей по социально-бытовому обслуживанию работников», – резюмирует юрист.
Представитель Роспотребнадзора также указал «Ведомостям», что санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда обязательны для всех, а прием пищи вне организованных помещений не допускается. В Роструде пока не ответили на запрос «Ведомостей».
Вместе с тем, по мнению Луневой, если работодатель не в состоянии выделить отдельное помещение, он «может создать такие условия, которые способствовали бы приему пищи работниками вне территории работодателя»: увеличить время для отдыха и питания, организовать транспорт, если вблизи работодателя нет заведений общепита, арендовать специальные помещения.
Специалист по охране труда и пожарной безопасности Ancor Consulting Елена Александрова также полагает, что местом для приема пищи работника может служить и предприятие общественного питания (столовая, кафе, фудкорт и т. п.), расположенное вне территории работодателя. Организовать законный обед работника можно, заключив договор с таким заведением, считает она.
Рабочая кухня
Нормативные требования к помещениям для приема пищи невысоки: по санитарным правилам рабочая столовая или кухня должна быть оборудована устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением. Но работодатели обычно выходят за рамки этого минимума. Чаще всего место для перекуса оборудуют микроволновкой и чайником (90% и 84% соответственно), показал опрос «Работа.ру». Еще 79% респондентов рассказали, что на кухне в офисе есть холодильник, треть отметили, что у них есть кофемашина, 13% сообщили, что для обеда могут воспользоваться плитой и духовкой. У 9% респондентов на рабочей кухне есть посудомоечная машина. Приблизительно такие же данные приводятся в исследовании сервиса Superjob, с которым ознакомились «Ведомости» (проводилось 16 сентября – 17 октября 2022 г. среди 1000 респондентов). У респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа. У 97% на офисной кухне есть микроволновка, у 93% – холодильник, у 91% – чайник, кулеры и фильтры для воды имеются у 89%. Еще 74% рассказали, что в помещении для приема пищи у них есть раковина, а 56% сообщили, что у них имеется кофемашина.
Не место для чая
При этом одного только выделения подходящего помещения со стороны работодателя будет недостаточно для соблюдения санитарных правил: в них установлен также прямой запрет на прием пищи вне специальной зоны. То есть работодателю не просто нужно позаботиться об оборудовании места для еды, но и следить за тем, чтобы сотрудники не пытались перекусывать где-то еще. За недосмотр работодателя можно привлечь к административной ответственности (например, такие решения принимал Кемеровский облсуд 30 мая 2022 г., Пушкинский горсуд Мособласти от 14 апреля 2022 г., Петрозаводский горсуд 8 декабря 2021 г. и др.).
Контролирующие органы могут довольно широко толковать понятие приема пищи вне специально отведенного помещения. Есть примеры, когда проверяющие в качестве доказательства таких действий ссылались на наличие на рабочем месте «посуды со следами кофе» или «кружки с чаем» (например, постановление Талицкого райсуда Свердловской области от 27 декабря 2021 г. и постановление Калининского райсуда Тюмени от 9 февраля 2022 г.).
Поскольку закон не дает определения понятия «прием пищи», «к запрету принимать пищу вне организованных помещений можно отнести и запрет пить чай или кофе на рабочем месте», говорит Воронова. Согласна с таким подходом и Лунева: «На практике под приемом пищи понимают употребление любой еды и напитков». Поэтому даже чай на рабочем месте может стать нарушением санитарно-гигиенических требований, констатирует юрист.
Роспотребнадзор в ответ на запрос «Ведомостей» о толковании термина «прием пищи» указал, что под ним следует понимать «непосредственно процесс принятия готовой пищи человеком, совершаемый в определенный период времени, обычно несколько раз в сутки».
По результатам опроса «Работа.ру» лишь 26% респондентов заявили о полном запрете на прием пищи на рабочем месте в их организации. Треть опрошенных (32%) рассказали, что могут полноценно поесть на рабочем месте. 27% сотрудников отметили, что работодатель разрешает только пить чай или кофе. Каждый седьмой (15%) опрошенный ответил, что в их организации за работой допускается легкий перекус.
Исследование Superjob также свидетельствует о пренебрежительном отношении работодателей к вопросу приема пищи на рабочем месте. У 38% опрошенных он официально разрешен, у 27% – разрешен «негласно». Еще столько же отметили, что обед на рабочем месте нежелателен, но дисциплинарных взысканий не последует. И лишь у 4% запрещен вплоть до дисциплинарных взысканий.
За еду ответят
Несоблюдение работником запрета на еду в неположенном месте может послужить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, констатирует Воронова. В постановлении пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. разъяснено, что неисполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, за которое он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, может заключаться в том числе в нарушении требований законодательства, технических правил и т. п. То есть к таким нарушениям может относиться и нарушение требований санитарных правил, заключает эксперт.
Как показывает исследование «Работа.ру», работодатели нечасто прибегают к таким мерам воздействия на работников. Лишь 14% опрошенных заявили о том, что в их организации имели место случаи применения дисциплинарных взысканий к работникам за прием пищи в неположенном месте.
Выполнение работодателем требований по организации места для питания работника могут проверить сразу два контролирующих органа. Чаще всего такие нарушения становятся объектом внимания со стороны Роспотребнадзора – именно это ведомство уполномочено проверять соблюдение санитарно-эпидемиологических правил. В такой ситуации нарушители привлекаются к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ (см. таблицу). Вместе с тем, поскольку требование к работодателю по оборудованию помещения для приема пищи содержится и в Трудовом кодексе, на отсутствие такого помещения иногда обращают внимание и инспекторы труда. В этом случае работодателю грозит ответственность по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ).
При этом статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность не только для работодателей и их должностных лиц, но и для граждан. «То есть формально к административной ответственности по этой статье может быть привлечен и работник, принимающий пищу на рабочем месте», – резюмирует Воронова.