До конца года участники рынка ожидают замедления роста стоимости машин
Ведомости от 12.07.24
Средневзвешенная стоимость (с учетом доли рынка) новой легковой машины в России в первом полугодии 2024 г. выросла на 14% в годовом выражении до 3,16 млн руб. Об этом говорится в материалах аналитического агентства «Автостат», с которыми ознакомились «Ведомости». При этом в июне цены даже снизились на 1% год к году до 2,95 млн руб.
В первом полугодии 2023 г. динамика роста цен была чуть медленнее по сравнению с тем же периодом 2024 г.: тогда они выросли на 12% год к году до 2,68 млн руб., свидетельствуют данные агентства. За весь прошлый год средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,96 млн руб. Это на 24% больше, чем в 2022 г.
Средняя цена (без учета занимаемой доли рынка) новой легковушки в июне снизилась на 7% до 3,68 млн руб. по сравнению с июнем прошлого года, следует из материалов Национального агентства промышленной информации (НАПИ), с которыми ознакомились «Ведомости». В месячном выражении – к маю 2024 г. – стоимость автомобиля выросла на незначительные 0,2%.
Во второй половине года ожидается рост цен, но пока сложно сказать, превысит ли он пиковые значения 2023 г., когда средняя стоимость машины достигала 4,05–4,06 млн руб., говорит директор НАПИ Татьяна Арабаджи. Она напоминает, что с 1 июля ЦБ установил надбавки к коэффициентам риска по выдаче автокредитов лицам с показателем долговой нагрузки более 50%. Это скажется на продажах легковых автомобилей бюджетного сегмента, так как их в основном покупают люди с невысоким уровнем дохода и высокой долговой нагрузкой, отмечает эксперт.
Выдачи кредитов на покупку новых легковых автомобилей в первом полугодии выросли почти в 2 раза как в количестве займов, так и в денежном выражении, следует из данных «Автостата». Абсолютных цифр агентство не приводит.
«Возможное увеличение ключевой ставки ЦБ (сейчас – 16%. – «Ведомости») во второй половине года приведет к дальнейшему росту процентных ставок по кредитам, что тоже не будет способствовать росту продаж. В таких условиях сильный рост цен на автомобили приведет к ситуации конца прошлого – начала нынешнего года, когда, чтобы распродать стоки, приходилось делать скидки, и цены пойдут вниз», – рассуждает Арабаджи. Но на волне негативных ожиданий по 2025 г. существенного снижения спроса на новые автомобили во второй половине 2024 г. может не быть и тогда цены как минимум будут держаться на текущем уровне или немного вырастут, продолжает она.
В первом полугодии на цены оказывали давление изменения правил начисления ввозной таможенной пошлины на автомобили из стран ЕАЭС (введены с 1 апреля. – «Ведомости»), считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. После этого произошла небольшая коррекция в меньшую сторону, но сейчас розничные цены снова растут на ожиданиях роста ключевой ставки, отмечает он.
Во втором полугодии темпы роста стоимости машин могут быть ниже, чем в первом, из-за снижения спроса на фоне ужесточения правил выдачи кредитов, соглашается с Арабаджи Удалов. «Но если у импортеров будут проблемы с проведением платежей за ввозимые автомобили, то размеры стоков сократятся, и тогда этого снижения не будет», – рассуждает аналитик. Впрочем, он не ожидает возникновения таких проблем.
«АвтоВАЗ» с начала года в среднем поднял цены лишь на 3%, отмечает представитель компании. Он не исключил, что в августе или сентябре стоимость машин Lada будет повышена в пределах уровня инфляции. Текущий прогноз инфляции от ЦБ на 2024 г. – 4,3–4,8%, от Минэкономразвития – 5,1%. Удорожание, скорее всего, не затронет базовые версии всех моделей производителя, уточнил представитель «АвтоВАЗа».
В последнее время обсуждение ценообразования [в компании] проходит по два раза в месяц, говорит представитель Chery. В большинстве случаев розничная цена остается неизменной, а пересматривается размер выгоды по различным маркетинговым программам, поясняет он. Представители других крупнейших китайских автоконцернов на вопросы «Ведомостей» не ответили.
На основе объявлений, размещенных на Авто.ру, средняя цена новой легковой машины по итогам первого полугодия снизилась на 3% до 3,6 млн руб., сказал «Ведомостям» представитель компании. Директор по продажам и развитию бизнеса Авто.ру Даниил Шкурыгин ожидает «сдержанного» роста стоимости автомобилей во втором полугодии.
Цены на новые автомобили в январе – июне выросли в среднем на 3– 5%, в основном за счет машин 2024 года выпуска, говорит заместитель гендиректора «Авилона» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев. Он ожидает, что летом произойдет еще одна индексация цен на технику, выпущенную в этом году. «В 2024 г. марки применили максимум возможностей для роста и удержания продаж, был предложен максимальный объем субсидий и акций в атмосфере роста цены финансирования», – отмечает собеседник.
Китайские бренды иногда по два-три раза в месяц пытаются ускорить объем продаж за счет различных бонусов и акций по trade-in, автокредитам и проч., соглашается директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов. Если курсы основных мировых валют будут стабильны, цены во втором полугодии существенно не изменятся, добавил он. Существенных изменений в стоимости машин в первом полугодии не было, помимо традиционной индексации на автомобили нового года выпуска, говорит представитель «Ключавто». Изменение цен в будущем будет зависеть от внешних факторов – изменения курса рубля, утильсбора, ключевой ставки.