При этом дальнейшее увеличение вложений ограничено, считают предприятия
Ведомости от 19.07.24
Инвестиционная активность бизнеса возросла в первом полугодии, несмотря на нехватку квалифицированных кадров, трудности с логистикой и платежами, пишет ЦБ в докладе «Региональная экономика». Основными стимулами стали увеличение внутреннего спроса, расширение географии экспорта, развитие производств в рамках импортозамещения, меры господдержки (в том числе льготные кредиты). Однако в другом докладе ЦБ «Мониторинг предприятий» высказывается отличная точка зрения. Хотя компании ожидают роста капвложений в ближайшие полгода, темпы будут замедляться. Инвестиционную активность предприятий продолжает ограничивать высокий уровень неопределенности, а также дефицит кадров, уточняется там. Обеспеченность работниками во II квартале снизилась до исторического минимума (-30,8 пункта), сообщает ЦБ. Например, красноярское предприятие по производству запасных частей для сельскохозяйственной техники отказалось от покупки новых станков в 2024 г. в связи с дефицитом токарей, фрезеровщиков и литейщиков, отмечается в докладе регулятора.
По данным Росстата, в I квартале инвестиции в основной капитал выросли на 14,5% в годовом выражении. Собственные средства предприятий оставались основным источником финансирования вложений (61,9%), на втором месте были бюджетные средства (12,9%), на третьем – банковские кредиты (11,2%).
Наибольший вклад в годовую динамику капитальных затрат внесла реализация проектов в сфере обрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых и в строительстве. Минэк прогнозирует рост инвестиций в основной капитал на 2,3% по итогам года после скачка на 9,8% в прошлом году.
Где росли вложения
Наиболее позитивные оценки за полугодие сложились в сфере добычи полезных ископаемых, строительства, услуг и в отдельных отраслях обработки (металлургия, машиностроение), следует из доклада «Региональная экономика» (опрос проводился в конце июня, в нем приняли участие 1062 компании).
В обработке больше всего инвестиции увеличились у металлургических предприятий, пишет ЦБ. Например, инвестплан крупного металлургического завода Волго-Вятки на ближайший год вдвое превышает фактические инвестиции прошлого года. Компании в сфере машиностроения также сообщают о росте вложений, в основном за счет импортозамещения и госзаказа, отмечает регулятор. Предприятие Курганской области осваивает выпуск деталей оборудования для нефтехимии и машиностроения из высокопрочных и химически стойких сталей, хотя раньше изделия поставлялись преимущественно из-за рубежа, приводит пример ЦБ.
В сфере добычи наибольший вклад в динамику внесла реализация крупных инвестпроектов на Урале, в Сибири, а также на Дальнем Востоке. Например, в Тюмени выросли вложения в разработку месторождений нефти, в Иркутской области введены новые мощности, позволившие увеличить поступление газа в магистральный газопровод «Сила Сибири», говорится в докладе.
Положительной динамике инвестиций в стройке способствовали высокий спрос на жилье и реализация инфраструктурных проектов, отмечает ЦБ. Также действовавшие в первом полугодии льготные ипотечные программы оказали существенную поддержку многоквартирному и индивидуальному жилищному строительству. Площадь запущенной в январе – мае 2024 г. жилой недвижимости более чем на 20% превысила показатель аналогичного периода 2023 г., говорится в докладе.
В услугах рост вложений наблюдался преимущественно в сфере внутреннего туризма, говорится в докладе. Гостиничная инфраструктура развивается на юге, также крупные туристические объекты строятся вблизи Байкала. На Дальнем Востоке началось строительство круглогодичного горнолыжного курорта, в Калининградской, Кемеровской областях, Крыму и Приморском крае создаются крупные культурно-музейные комплексы, добавляет ЦБ. Позитивные настроения в услугах демонстрирует индекс предпринимательской уверенности. Во II квартале он вышел на максимальное значение за последние девять лет, говорится в обзоре Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. Опрос показал, что основной драйвер улучшения – рост реальных располагаемых доходов россиян, который стимулирует спрос, отмечают эксперты.
Структура инвестиций в основной капитал продолжила меняться на фоне трансформации экономики. Например, компании нарастили вложения в машины и оборудование, а также исследования и разработки из-за роста внутреннего спроса и дефицита кадров. Это ведет к росту производительности труда – об этом сообщил 31% опрошенных компаний, указывает регулятор. В пример ЦБ приводит крупного производителя бумаги на Северо-Западе, который нарастил выпуск более чем на 40% в годовом выражении за пять месяцев при незначительном увеличении числа сотрудников – благодаря модернизации оборудования, а также повышению квалификации кадров.
Феномен инвестактивности
В экономике складывается удивительный феномен – ускорение инвестиционной активности в условиях санкционных ограничений, кадровых проблем и общего роста неопределенности, отметил руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора ЦМАКПа Владимир Сальников. С ним соглашается директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов: по его словам, многое говорит о том, что инвестиционный бум имеет место, однако сдерживающих факторов в избытке.
О кредитах в условиях высокой ключевой ставки речь не идет, но эту опцию компенсировал бюджетный импульс, отмечает Сальников, в инвестициях предприятий «на два рубля собственных средств приходится один бюджетный». Недооценивать самостоятельные возможности бизнеса не стоит, продолжает тему главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец, – в общей структуре инвестиций именно собственные средства занимают первое место. Климанов считает, что существенную роль играет резкое сокращение вывоза капитала, поэтому бизнесменам приходится искать инвестиционные возможности внутри страны.
Следует держать в уме и возможное «лукавство статистики», отмечает Климанов. Увеличение вложений в условную модернизацию может означать рост затрат на оборудование из-за инфляции, усложнившейся цепочки логистики и платежей. «Вроде бы проинвестировали больше, а купили такое же количество оборудования», – пояснил он.
Если инвестиционная активность сохраняется при высоких ставках, это говорит о том, что источниками капитала являются альтернативные, слабо зависящие от ставки финансовые инструменты, отмечает профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Плеханова Михаил Гордиенко. Это могут быть, например, меры государственной поддержки – субсидии и гранты, краудфандинг или выход на фондовый рынок.
Оптимизм в оценках на второе полугодие оправдан, полагает Сальников: «Инвестиции – это всегда такая история, к которой бизнес подходит осознанно, поэтому формирует планы как минимум на год вперед». Но в 2025 г. энергичный рост сменится охлаждением, сходятся во мнении экономисты. «Рост инвестиций не может быть вечен, ведь это уже не динамика относительно низкой базы. Поэтому торможение инвестактивности неизбежно наступит. Сыграет роль и высокая ключевая ставка, которая сделает более привлекательными корпоративные сбережения вместо инвестиций», – резюмирует Донец. К тому же набор сдерживающих факторов пополнит повышение налога на прибыль с 20 до 25%, уверены эксперты.
Пока же в числе основных драйверов инвестиций остается высокий спрос со стороны населения и этот тренд вряд ли изменится из-за роста доходов, считает Донец.