Ко Дню пожилого человека публикуем заметку ветерана - судостроителя « Талант, освещенный дугой электросварки».
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Ко Дню пожилого человека публикуем заметку ветерана - судостроителя « Талант, освещенный дугой электросварки».

Ко Дню пожилого человека публикуем заметку ветерана  - судостроителя « Талант, освещенный дугой электросварки».

Тот факт, что как часто фамилия Харламов упоминается ветеранами – момент показательный с точки зрения признания его высокого профессионализма. Между прочим, его достойно оценил и американский инженер, бывшие в служебной командировке на заводе,  когда проверил выполненные сварочные образцы и ознакомился с заключением лаборатории, то воскликнул в восхищении:

-Мистер Харламов - сварщик экстракласса!

  Да, именно он Харламов из плеяды легендарных сварщиков завода. Да, именно он с легкостью пера соединял электрической дугой стальные детали секций из  блоков корпусов судов, различные конструктивные узлы опорных колонн  морских буровых установок.

Искрящаяся электрическая дуга избранной им профессии сварщика освещала весь его жизненный путь и привела к феноменальному мастерству.

Чтобы достойно проникнутся его мастерством, стоит показать отдельные факты дела, которым он занимался всю жизнь и которое ему удавалось – это сварка металлических конструкций. И в процессе занятия этим любимым и единственным делом в нём выявлялись все основные  личные качества.

На бывший завод имени Сталина,  Александр Харламов, как и его не менее талантливые сверстники пришёл в 1955 году после окончания ремесленного училища с тягой к труду, с жаждой познать тонкости судостроения. В те годы училище готовило для завода и на его базе кадры рабочих профессий.

В настоящее время инфраструктуру завода значительно упростили. Его фактически превратили в сборочную площадку.  Цеха опустели, они немного оживляются только на определенных стадиях выполнения заказов, когда рабочих определенных профессий нанимают со стороны и  через посредников.

Мастерство сварки на заводе было поднято очень высоко, старшие поколение электросварщиков было тогда именами непревзойдённых умельцев своего дела. Поэтому Александру пришлось упорно осваивать их опыт. Это дало со временем хорошие результаты. Практически все марки стали, в том числе и легированные, применяемые для судов и морских буровых установок, а также для сосудов высокого давления и предприятиями  большой химии, в процессе сварки уступали силе именитого сварщика. Александр Владимирович будто вживался в шов, чувствовал его структуру и качество, строго придерживался  требованиям технологии сварки.  Не исключаю, что у него была  прирожденная интуиция  в умении покорять электрической дугой отдельные части в единое целое конструктивное изделие.

Тут следует упомянуть, что школу сварщиков  возглавляли Борис Семенович Климов, а затем Владимир Алексеевич Хрубилов. Они постоянно изучали все новинки своего дела, в том числе и рекомендации отдела научной организации труда (НОТ). Затем этими знаниями обучали сварщиков, способствуя росту их профессионализма. Здесь отмечу лишь Александра Владимировича Харламова,  через несколько лет его назначили уже бригадиром. И не случайно, через новые технологии сварки  формировалось в созидательном ритме жизни его профессионализм, отличающийся мастерством, красотой, искусством. Для подтверждения этого  приведу такой пример:  исполняемый им сварочный шов не отличался от выполненного сварочным автоматом.  И этот мастер сварочного шва стал достоянием завода. Им гордились, его поощряли. В частности, на его груди выходного костюма сверкали, ордена трудовой славы 2-ой и 3-ей степени, а также два знака «Отличник социалистического соревнования».

Он стал примером для молодёжи, они впитывали его богатый опыт, особенно уважали за простоту общения и скромность, никогда не замечали в нём  гордыни и зазнайства.

Заслугой Александра Владимировича является и то, что его сын Владимир и внук Александр пошли по его профессиональному пути.

В общем, Александра Владимировича достойно оценил весь коллектив судостроителей. Вот почему звезда таланта Харламова навечно застыла на страницах истории завода.

Нельзя не упомянуть и Н.А. Куницыну, возглавлявшую в последнее годы работу на заводе отдел НОТ. Эта служба являлась собирающей линзой, в которой, как лучи, сходилась вся работа производственных структур. Нина Алексеевна хорошо понимала, что совершенствования технологических процессов является основой развития потенциала завода. Такая работа по добыче дополнительных знаний и передового опыта велась по разным направлением. Так, ёе сотрудники с секундомером в руках фиксировали затраты времени на выполнение всех стадии основных технологических процессов, как отдельными рабочими, так и бригадами. Данные обобщались, анализировались и давали рекомендации соответствующим службам. Такие  рекомендации помогали и Харламову повышать производительность труда бригады, особенно в условиях жестких сроков выполнения заданий.

В те годы большой поток производственной информации, поступающей от судостроительных заводов страны через министерство, также обобщались, и многие новинки находили применение  и на нашем заводе. Они давали снижение трудовых затрат в ходе строительных работ.

Разумеется, в условиях так называемой «рыночной экономики» эта структура была сокращена.

Воспоминаниями  поделился  Василий Никитович Казаков, несколько лет проработавший председателем профкома. Он особенно гордился социальными льготами завода. Например, участие на долевых началах строительства жилых домов, в которых нуждающимся заводчанам давали бесплатно квартиры. При заводе создали медицинский комплекс: больницу, поликлинику, а в одном из цехов работал здравпункт.  В нём вели приём и узкие специалисты: терапевт, стоматолог, массажист. На территории завода работал продуктовый магазин. Выдавались турпутёвки, даже в страны Европы.

Судостроители гордились своим заводом, успехи которого были широко известны и за пределами области. Очень жаль, что всё это осталось в прошлом.

Да, прошлое крепко держит нашу неспокойную жизнь и не даёт нам забыть, какой высокой технологической и социальной культуры достигли тогда заводчане. Появился даже целый микрорайон АСПО с соответствующим названием улиц, профессиями заводчан, а одна - имени В.И. Безжонова новая. Была уверенность в завтрашнем дне, а она - наполняла энергетикой. Пока мы памятливы, этого не забудем.

Ветеран завода А.С. Павлов

Супружеские пары ветеранов - судостроителей: Павловых, Казаковых и Лубенко после награждения медалями Промышленного профсоюза "За добросовестный труд".

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…