За три года государство планирует поставить антидроновые системы на 31 аэродроме
К 2028 г. 31 крупный аэропорт России должен быть оснащен системами антидроновой защиты. Речь идет о 20 аэропортах (аэродромах) в федеральной собственности и 11 – в частной. Об этом говорится в обновленной версии федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем (БАС)». Он является частью национального проекта по БАС. «Ведомости» ознакомились с документом. Его подлинность подтвердили «Ведомостям» источник, близкий к одному из ведомств – участников нацпроекта, и собеседник в разработчике беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Нацпроект по БАС был утвержден в конце 2023 г. и стал реализовываться с начала 2024 г. Весь нацпроект оценивался примерно в 900 млрд руб. до 2030 г., писали «Ведомости» в августе прошлого года. 14 августа 2024 г. премьер Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии, посвященной национальным проектам «Эффективная транспортная система» и «Беспилотные авиационные системы», поручил Минпромторгу и Минтрансу до 20 августа доработать отдельные параметры нацпроекта БАС. В текущей версии нацпроекта его куратором указан вице-премьер по транспорту Виталий Савельев, руководителем – министр промышленности и торговли Антон Алиханов, администратором – заместитель Алиханова Василий Шпак. По словам собеседников «Ведомостей», доработки были сделаны, но об их утверждении публично не сообщалось.
«Ведомости» направили запрос в правительство о статусе доработанного нацпроекта, но представитель кабмина переадресовал его в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в Минтранс и Минпромторг. Представитель Росавиации воздержался от комментариев.
Совокупно государство может выделить на антидроновую защиту государственных и частных аэропортов в ближайшие два года более 11 млрд руб., следует из федпроекта. Перечень аэропортов, которые получат эти средства, не указан.
В 2025 г. планируется защитить от дронов один аэродром из «отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории», который находится в федеральной собственности, на это планируют направить 966 млн руб. Еще для 10 таких аэропортов предложено выделить почти 9,7 млрд руб. в 2026 г. Финансирование для всех 20 аэропортов, которые планируют оснастить средствами борьбы с БПЛА, не указано.
Также предусмотрено бюджетное финансирование и для негосударственных аэродромов для защиты от прилетов БПЛА, говорится в федпроекте. В 2026 г. антидроновыми системами должны быть оснащены два аэропорта, на эти цели предусмотрено 1,5 млрд руб. Всего к 2028 г. на 11 негосударственных аэропортах должны стоять системы анти-БПЛА. В целом оснащенность аэропортов федерального значения антидроновой защитой планируют увеличить с 3% в 2025 г. до 100% в 2030 г.
Аэропорты усиливают защиту
Сейчас полномочия по применению средств радиоэлектронного подавления (РЭП) есть только у определенных категорий лиц – силовых структур, ведомственной охраны и сотрудников транспортной безопасности. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому службы безопасности компаний российского ТЭКа также получат право использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для противодействия атакам беспилотников.
В нормативную документацию международного аэропорта «Внуково» внесена информация по действиям персонала аэропорта и других организаций, осуществляющих деятельность на его территории, в случае обнаружения или приземления/падения БПЛА в районе аэропорта, сообщил «Ведомостям» представитель «Внуково». По его словам, руководство аэропорта проводило служебные совещания с представителями силовых структур, на которых обсуждался вопрос «принятия действенных мер по противодействию БПЛА». «Поддержка государственных структур и подразделений по защите объектов от атак БПЛА необходима аэропортам МАУ [Московского авиационного узла]», – заявил представитель «Внуково».
Аэропорт «Домодедово» приступил к тестированию систем мониторинга и защиты от БПЛА, сказал «Ведомостям» его представитель. Программно-аппаратные комплексы являются разработками российских производителей, уточнил он.
На сегодня аэропорт Сочи оснащен оборудованием по борьбе с БПЛА, сообщил «Ведомостям» представитель холдинга «Аэродинамика» (управляет аэропортами в Краснодаре, Сочи и Анапе). «Разработан и действует порядок оперативного оповещения и взаимодействия сотрудников аэропорта, Центра ОрВД (по организации воздушного движения) филиала «Аэронавигация Юга», представителей правоохранительных структур и Минобороны РФ на случай обнаружения и подавления БПЛА, – сказал он. – В целях модернизации имеющихся средств борьбы с БПЛА рассматривается закупка дополнительного комплекса РЭБ для обнаружения и подавления БПЛА как на ближних, так и на дальних эшелонах».
«Безопасность – наш первый приоритет. Мы давно работаем на третьем уровне безопасности и много за последний год инвестировали в безопасность», – заявил представитель «Пулково». Детальнее комментировать он не стал.
«Ведомости» также направили запросы в «Шереметьево» и холдинг «Аэропорты регионов» (управляет 10 аэропортами: Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска).
Комплексное противодействие
Беспилотники, которые залетают вглубь территории РФ, имеют достаточно сложную систему навигации, поэтому защита аэропортов должна представлять собой не «бабушку из частной охранной фирмы с антидроновым ружьем с AliExpress», а комплексное решение от всех предполагаемых моделей угроз, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего», эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Павел Камнев. «Территории аэропортов достаточно большие и включают в себя не только здание аэровокзала и взлетно-посадочную полосу, но и зоны подъезда, стоянки воздушных судов, терминалы их обслуживания, места хранения наземной техники, логистические терминалы и др., – перечисляет он. – Поставить посреди аэропорта одну установку и думать, что теперь он защищен, некорректно. Защита выливается в формирование безопасного периметра с разветвленной сетью систем обнаружения и противодействия БПЛА».
Ни правил защиты от БПЛА, ни средств, которые показали бы свою эффективность в 100% случаев, на текущий момент нет, рассуждает генеральный директор «Курсира», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий Муниров. Массовым явлением установка средств антидроновой защиты не стала по двум причинам: во-первых, из-за отсутствия нормативной базы, а во-вторых, из-за дефицита качественного технического решения, которое можно встроить в сложную инфраструктуру любого гражданского аэропорта, говорит директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков.
К тому же типовое внедрение средств защиты в случае аэропортов не подходит, отмечает первый заместитель генерального директора и сооснователь компании «Флай дрон» Александр Каниовский. Если говорить о средствах подавления, то на каждом аэродроме как минимум должны быть комплексы, глушащие сигналы спутниковой навигации БПЛА и перекрывающие их каналы управления. Также желательно установить наземные средства кинетического воздействия на дроны-нарушители и получить беспилотники-перехватчики. Все вышеперечисленное необходимо интегрировать с военными системами противовоздушной обороны, прикрывающими объект на дальних подступах, потому что у Минобороны должна быть информационная осведомленность о происходящем на аэродроме, подчеркнул эксперт
По материалам делового издания «Ведомости».