Бюджет даст не менее 11 млрд рублей на защиту аэропортов от налетов дронов
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Бюджет даст не менее 11 млрд рублей на защиту аэропортов от налетов дронов

Бюджет даст не менее 11 млрд рублей на защиту аэропортов от налетов дронов

За три года государство планирует поставить антидроновые системы на 31 аэродроме

К 2028 г. 31 крупный аэропорт России должен быть оснащен системами антидроновой защиты. Речь идет о 20 аэропортах (аэродромах) в федеральной собственности и 11 – в частной. Об этом говорится в обновленной версии федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем (БАС)». Он является частью национального проекта по БАС. «Ведомости» ознакомились с документом. Его подлинность подтвердили «Ведомостям» источник, близкий к одному из ведомств – участников нацпроекта, и собеседник в разработчике беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Нацпроект по БАС был утвержден в конце 2023 г. и стал реализовываться с начала 2024 г. Весь нацпроект оценивался примерно в 900 млрд руб. до 2030 г., писали «Ведомости» в августе прошлого года. 14 августа 2024 г. премьер Михаил Мишустин по итогам стратегической сессии, посвященной национальным проектам «Эффективная транспортная система» и «Беспилотные авиационные системы», поручил Минпромторгу и Минтрансу до 20 августа доработать отдельные параметры нацпроекта БАС. В текущей версии нацпроекта его куратором указан вице-премьер по транспорту Виталий Савельев, руководителем – министр промышленности и торговли Антон Алиханов, администратором – заместитель Алиханова Василий Шпак. По словам собеседников «Ведомостей», доработки были сделаны, но об их утверждении публично не сообщалось.

«Ведомости» направили запрос в правительство о статусе доработанного нацпроекта, но представитель кабмина переадресовал его в Минтранс. «Ведомости» направили запрос в Минтранс и Минпромторг. Представитель Росавиации воздержался от комментариев.

Совокупно государство может выделить на антидроновую защиту государственных и частных аэропортов в ближайшие два года более 11 млрд руб., следует из федпроекта. Перечень аэропортов, которые получат эти средства, не указан.

В 2025 г. планируется защитить от дронов один аэродром из «отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта I категории», который находится в федеральной собственности, на это планируют направить 966 млн руб. Еще для 10 таких аэропортов предложено выделить почти 9,7 млрд руб. в 2026 г. Финансирование для всех 20 аэропортов, которые планируют оснастить средствами борьбы с БПЛА, не указано.

Также предусмотрено бюджетное финансирование и для негосударственных аэродромов для защиты от прилетов БПЛА, говорится в федпроекте. В 2026 г. антидроновыми системами должны быть оснащены два аэропорта, на эти цели предусмотрено 1,5 млрд руб. Всего к 2028 г. на 11 негосударственных аэропортах должны стоять системы анти-БПЛА. В целом оснащенность аэропортов федерального значения антидроновой защитой планируют увеличить с 3% в 2025 г. до 100% в 2030 г.

Аэропорты усиливают защиту

Сейчас полномочия по применению средств радиоэлектронного подавления (РЭП) есть только у определенных категорий лиц – силовых структур, ведомственной охраны и сотрудников транспортной безопасности. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому службы безопасности компаний российского ТЭКа также получат право использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для противодействия атакам беспилотников.

В нормативную документацию международного аэропорта «Внуково» внесена информация по действиям персонала аэропорта и других организаций, осуществляющих деятельность на его территории, в случае обнаружения или приземления/падения БПЛА в районе аэропорта, сообщил «Ведомостям» представитель «Внуково». По его словам, руководство аэропорта проводило служебные совещания с представителями силовых структур, на которых обсуждался вопрос «принятия действенных мер по противодействию БПЛА». «Поддержка государственных структур и подразделений по защите объектов от атак БПЛА необходима аэропортам МАУ [Московского авиационного узла]», – заявил представитель «Внуково».

Аэропорт «Домодедово» приступил к тестированию систем мониторинга и защиты от БПЛА, сказал «Ведомостям» его представитель. Программно-аппаратные комплексы являются разработками российских производителей, уточнил он.

На сегодня аэропорт Сочи оснащен оборудованием по борьбе с БПЛА, сообщил «Ведомостям» представитель холдинга «Аэродинамика» (управляет аэропортами в Краснодаре, Сочи и Анапе). «Разработан и действует порядок оперативного оповещения и взаимодействия сотрудников аэропорта, Центра ОрВД (по организации воздушного движения) филиала «Аэронавигация Юга», представителей правоохранительных структур и Минобороны РФ на случай обнаружения и подавления БПЛА, – сказал он. – В целях модернизации имеющихся средств борьбы с БПЛА рассматривается закупка дополнительного комплекса РЭБ для обнаружения и подавления БПЛА как на ближних, так и на дальних эшелонах».

«Безопасность – наш первый приоритет. Мы давно работаем на третьем уровне безопасности и много за последний год инвестировали в безопасность», – заявил представитель «Пулково». Детальнее комментировать он не стал.

«Ведомости» также направили запросы в «Шереметьево» и холдинг «Аэропорты регионов» (управляет 10 аэропортами: Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Саратова, Ростова-на-Дону, Нового Уренгоя, Петропавловска-Камчатского, Благовещенска, Оренбурга и Тобольска).

Комплексное противодействие

Беспилотники, которые залетают вглубь территории РФ, имеют достаточно сложную систему навигации, поэтому защита аэропортов должна представлять собой не «бабушку из частной охранной фирмы с антидроновым ружьем с AliExpress», а комплексное решение от всех предполагаемых моделей угроз, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего», эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Павел Камнев. «Территории аэропортов достаточно большие и включают в себя не только здание аэровокзала и взлетно-посадочную полосу, но и зоны подъезда, стоянки воздушных судов, терминалы их обслуживания, места хранения наземной техники, логистические терминалы и др., – перечисляет он. – Поставить посреди аэропорта одну установку и думать, что теперь он защищен, некорректно. Защита выливается в формирование безопасного периметра с разветвленной сетью систем обнаружения и противодействия БПЛА».

Ни правил защиты от БПЛА, ни средств, которые показали бы свою эффективность в 100% случаев, на текущий момент нет, рассуждает генеральный директор «Курсира», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий Муниров. Массовым явлением установка средств антидроновой защиты не стала по двум причинам: во-первых, из-за отсутствия нормативной базы, а во-вторых, из-за дефицита качественного технического решения, которое можно встроить в сложную инфраструктуру любого гражданского аэропорта, говорит директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий Дацыков.

К тому же типовое внедрение средств защиты в случае аэропортов не подходит, отмечает первый заместитель генерального директора и сооснователь компании «Флай дрон» Александр Каниовский. Если говорить о средствах подавления, то на каждом аэродроме как минимум должны быть комплексы, глушащие сигналы спутниковой навигации БПЛА и перекрывающие их каналы управления. Также желательно установить наземные средства кинетического воздействия на дроны-нарушители и получить беспилотники-перехватчики. Все вышеперечисленное необходимо интегрировать с военными системами противовоздушной обороны, прикрывающими объект на дальних подступах, потому что у Минобороны должна быть информационная осведомленность о происходящем на аэродроме, подчеркнул эксперт

По материалам делового издания «Ведомости».

 

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…