Предприятия жалуются на недоступность кредитов
Российский бизнес негативно оценил переход Банка России к политике сверхвысокой ключевой ставки, даже понимая необходимость борьбы с инфляцией, следует из опроса российских предприятий реального сектора, проведенного Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. На конец 2024 г. 68,9% респондентов полагали, что текущая монетарная политика плохо скажется на российской экономике, в положительный эффект верили только 5,4% опрошенных, следует из статьи «Российские предприятия в конце 2024 г.: обострение проблем в условиях внешнеэкономических санкций и высокой ключевой ставки» ИНП РАН.
«Такое распределение ответов означает, что Банк России как минимум очень плохо разъясняет смысл своей политики отечественному бизнесу, а как максимум – действительно совершает серьезную ошибку, подняв ключевую ставку на неоправданно высокий уровень», – заявляют авторы исследования.
Аргументация монетарной политики борьбой с инфляцией и «перегревом» экономики не нашла понимания у преобладающей части российского бизнеса и экспертного сообщества, говорится в статье. Авторы подчеркивают, что в 2022 г. инфляция была выше, а ключевая ставка заметно ниже, но финансовые власти России использовали другие инструменты, такие как укрепление курса рубля за счет обязательной продажи части валютной выручки.
Также ученые считают, что технологические, отраслевые и пространственные структурные сдвиги в экономике практически всегда сопровождаются ускорением роста цен и это «можно считать нормальным и даже желательным процессом». Периоды роста ВВП до 4–7% в год в 1998–2008 и 2023–2024 гг. сопровождались повышенным инфляционным фоном, а в 2016–2019 гг., когда инфляция находилась в диапазоне от 2,5 до 5,4%, среднегодовые темпы прироста ВВП опускались до уровня ниже 1%. Текущие темпы экономического роста компенсируют кризисные спады производства в 2020 и 2022 гг., поэтому нельзя говорить о перегреве экономики, считают авторы.
Исследователи указывают на то, что на фоне ужесточения монетарной политики во второй половине 2024 г. темпы роста российской экономики начали снижаться. По итогам первого полугодия 2024 г. прирост ВВП России по отношению к аналогичному периоду 2023 г. составил 4,7%, а в III квартале 2024 г. ВВП увеличился в годовом выражении лишь на 3,1%. Прирост промышленного выпуска сократился с 5% в первом полугодии 2024 г. до 3,1% год к году в III квартале 2024 г.
Проблемы кредитования
С конца июля по конец октября 2024 г. Банк России поднял ключевую ставку с 16 до 21%, что сделало и без того очень дорогие кредиты практически недоступными для большинства российских предприятий, утверждают исследователи ИНП РАН. Число респондентов, которые сообщают о дороговизне кредитов, выросло до 45%, в 3 раза по сравнению с концом 2022 г. и весной 2023 г., говорится в исследовании.
Тем не менее доля предприятий, способных получить краткосрочный или долгосрочный инвестиционный кредит, в 2024 г. сохранилась на уровне около 20%. Более половины предприятий (53,7%) ограничивались только расчетно-кассовым обслуживанием в банках, отказавшись от любых кредитов, но их доля уменьшилась относительно 62,1% в 2023 г. В ноябре темпы роста кредитования резко снизились, Банк России отметил замедление роста показателя до 0,8% после 2,3% в октябре.
Выросла доля опрошенных, которые отмечают, что банки стали хуже выполнять свои обязательства перед предприятиями, с 12,3% в конце 2023 г. до 20,8% в конце 2024 г. Удельный вес ответов о том, что предприятие столкнулось с умышленной задержкой платежей со стороны банков, к концу 2024 г. увеличился до 16,7% с 7,2% в 2023 г. «Столь же часто о задержках банковских платежей российские предприятия сообщали нам лишь в самом начале 2000-х гг. В условиях сверхдорогого кредита вполне логично, что, несмотря на весьма высокую производственную динамику, качественных сдвигов в сотрудничестве предприятий и банков не происходит», – поясняют эксперты ИНП РАН.
«Фактическое отсутствие у большинства отечественных предприятий доступа к заемному финансированию сильно замедляет процессы развития и модернизации производства, которые столь необходимы современной России. Это очень серьезная проблема, заметно ухудшающая долгосрочные перспективы российской экономики», – заявляют авторы исследования. Они предлагают финансово-экономическому блоку власти в короткие сроки увеличить масштабы субсидированного кредитования, расширить налоговые льготы и постепенно снижать ключевую ставку.
Оправданность претензий
Без некоторого смягчения денежно-кредитной политики (ДКП) формирование устойчивого экономического роста невозможно, уверен директор ИНП РАН Александр Широв. Он отметил, что Центральный банк, воздействуя на завышенный спрос через ключевую ставку, также негативно влияет на уровень предложения, так как затрудняет кредитование оборотного капитала и снижает инвестиционную активность.
Претензии бизнесменов закономерны, поскольку рост процентных расходов, а также замедление инвестиционной активности мешают нарастить объемы выпуска и сократить удельные издержки на единицу продукции, жесткая ДКП естественным образом воспринимается ими как угроза, поскольку она нацелена на охлаждение спроса в экономике, напоминает ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. Но он уверен, что эти негативные эффекты носят временный характер и могут быть компенсированы за счет стабильных темпов роста в будущем, тогда как инфляция требует жестких мер.
Сафонов подчеркивает, что если бизнес способен адаптироваться к растущей инфляции, то для граждан, особенно с низкими доходами, рост цен становится болезненным. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в конце декабря заявлял, что бизнес не считает катастрофическим уровень инфляции в 8–9%. Но рост цен неизбежно ведет к ухудшению благосостояния и уровня жизни населения, а также снижению покупательной способности доходов непосредственных потребителей, поэтому мнения о негативном влиянии ЦБ на экономику в большей степени являются эмоциональными и не очень дальновидными оценками, уверен Сафонов.
Предприятия чувствуют, что они не могут сохранять на прежнем уровне кредитование при столь высоких ставках, но все равно вынужденно привыкают работать в сложившихся условиях и продолжают свою деятельность, в том числе и путем кредитования для реализации инвестпроектов и привлечения оборотных средств, отмечает директор Центра региональной политики ИПЭИ Президентской академии Владимир Климанов.
В этих условиях вопрос будущих потенциальных банкротств недооценивается, уверен Климанов. Шохин также считает, что в результате высокой ставки могут нарастать неплатежи, наиболее рискованными становятся предприятия, связанные с производством растениеводческой и тепличной продукции, где высок уровень закредитованности, проблемы возникают и в строительной отрасли, автомобилестроении из-за снижения платежеспособного спроса, в энергетическом секторе на фоне санкций. Но банкротства, вероятно, будут носить точечный характер, все будет зависеть от мер поддержки, которые предпримет правительство, говорит Шохин.
Сафонов возражает, что ужесточение условий кредитования приведет лишь к тому, что сроки реализации многих инвестиционных проектов будут сдвинуты вправо до времени, когда с учетом стоимости финансирования они снова станут рентабельными, а не отменены вовсе, «как это преподносится иногда».
Об избыточной жесткости ДКП можно будет говорить, если по итогам 2025 г. кредитный портфель банков не вырастет или вырастет темпами существенно более низкими чем 10%, чего на данный момент ожидать не приходится, говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов.
Участники консенсус-опроса «Ведомостей» ранее заявили, что ждут замедления роста экономики на фоне охлаждения кредитования из-за жесткой ДКП, санкционного давления и сокращения дефицита бюджета с 3,3 трлн руб. в 2024 г. до 1,2 трлн в 2025 г. Средняя оценка роста ВВП в 2025 г. составила 1,3%, при этом диапазон ответов варьируется от 0 до +2,5%. Темпы роста ВВП за 11 месяцев, по оценке Минэка, составили 4%, а по итогам года динамика будет на уровне 3,9–4%. Это близко к рекорду с 2012 г., если не брать в расчет 2021 г., когда экономика восстанавливалась после пандемийного провала 2020 г.
Читайте подробнее: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/01/16/1086486-biznes-uvidel-v-klyuchevoi-stavke-ugrozu-dlya-ekonomiki?from=copy_text