Деловые объединения обратились к правительству с инициативами, призванными защитить поставщиков, особенно малый и средний бизнес, от хронических задержек оплаты по контрактам с компаниями с госучастием. Проблема, существующая в сфере закупок по 223-ФЗ, обострилась в 2025 году.
Масштаб проблемы
Статистика демонстрирует резкий рост числа нарушений. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила за неполный 2025 год уже 1173 административных дела о неплатежах, что превышает показатель за весь 2024 год (980 дел). Корпорация МСП (КМСП) также зафиксировала увеличение в 2,5 раза количества жалоб от бизнеса на невыплаты.
Эксперты выделяют несколько причин сложившейся ситуации:
- Финансовая выгода: Крупным заказчикам выгодно задерживать платежи, чтобы размещать средства на депозитах под высокий процент.
- Уловки в договорах: Закон устанавливает предельный срок оплаты в 7 рабочих дней, но заказчики часто прописывают в своих положениях о закупках более длительные сроки или затягивают процедуру приемки.
- Экономические трудности: Часть компаний задерживает платежи из-за нехватки средств и проблем с доступом к кредитам.
- Страх бизнеса: Малые поставщики часто боятся жаловаться на недобросовестных заказчиков, опасаясь попасть в «черные списки» и лишиться будущих контрактов.
Предложения бизнеса
Для решения проблемы «Опора России» и РСПП подготовили пакет мер:
- Директива правительства: Разработать и направить госкомпаниям директиву, обязывающую соблюдать семидневный срок оплаты для субъектов МСП.
- Борьба с «черными списками: Недопущение негласных запретов на сотрудничество с поставщиками, которые жалуются на задержки платежей.
- Защита факторинга: Регуляторам предлагают обеспечить защиту механизмов факторинга, чтобы банки не могли в одностороннем порядке разрывать схемы финансирования.
- Внесудебное урегулирование: Активнее использовать медиацию и арбитраж для досудебного разрешения споров.
- Влияние на руководство: Рассматривается инициатива КМСП о включении показателя отсутствия задолженности перед МСП в систему KPI топ-менеджеров госкомпаний.
Власти признают наличие проблемы. В Федеральном казначействе и ФАС отмечают, что ужесточение контроля, как в госзакупках по 44-ФЗ, могло бы стать решением. Однако, как подчеркивает Минфин, исполнение контрактов по 223-ФЗ регулируется в первую очередь самими договорами, хотя закон и устанавливает предельный срок оплаты, за нарушение которого с 1 марта 2025 года предусмотрена административная ответственность.





