ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Бизнес стал чаще обжаловать решения контрольных органов без суда
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Бизнес стал чаще обжаловать решения контрольных органов без суда

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Бизнес стал чаще обжаловать решения контрольных органов без суда

Компании чаще всего просят изменить сроки для устранения нарушения

Ведомости от 11.09.24

Бизнес и некоммерческие организации (НКО) с начала года направили более 22 000 обращений через сервис досудебного обжалования решений контрольных органов на портале «Госуслуги», сообщил «Ведомостям» представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко. Это в 2 раза чаще, чем за аналогичный период предшествующего года. Уровень одобрения жалоб остался на уровне прошлых лет – 71% (в 2023 г. – 72%, в 2022 г. – 70%).

Наибольшая доля ходатайств связана с продлением срока, в течение которого бизнес должен устранить нарушение после предписания инспектора (16 000 жалоб), сообщил представитель Григоренко. Второе место занимают жалобы на действия и решения сотрудников контрольных органов (5000 жалоб), сообщил собеседник. Основная часть таких обращений – несогласие с нарушениями, вынесенными в акте проверки, и назначенными мерами.

Еще 353 обращения поступило для обжалования категории риска (его присваивают объектам чрезвычайно высокого и высокого риска), сообщил представитель Григоренко. Из них 120 было принято в пользу заявителя, добавил он. Бизнес и НКО могут понизить категорию риска при соблюдении критериев и скорректировать количество плановых проверок, функция обжалования появилась с начала года. В числе критериев, например, у Роструда есть такие требования, как отсутствие в течение предшествующего года случаев тяжелого травматизма и фактов невыплаченной в установленный срок заработной платы. У МЧС – наличие в отношении объекта положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).

107 обращений поступило от предпринимателей, которые считают, что проверка прошла в нарушение моратория на проверки. С 2022 г. в России действует мораторий на проверки, за исключением высокорисковых объектов, он действует до конца этого года.

Правительство проводит реформу контрольно-надзорной деятельности с 2019 г. Одним из ее пунктов стало внедрение риск-ориентированного подхода, когда проверка возможна только на тех предприятиях, где есть риск нарушения обязательного требования. До конца года общее количество индикаторов по всем видам контроля должно достичь 500. Как сообщал ранее Григоренко, эффективность проверок по индикаторам риска – около 85%, в то время как средняя эффективность по другим основаниям – около 60%.

Правительство прорабатывает вопрос замены плановых проверок бизнеса обязательными профилактическими визитами, сообщил Григоренко в ходе ВЭФа. Это изменение коснется всех объектов контроля, которые не относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков.

Причины роста обращений

Востребованность досудебного обжалования растет, что говорит об эффективности этого инструмента контрольной деятельности, отметил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев. Предпринимателям не нужно обращаться в суд, оплачивать услуги адвокатов и месяцами ждать рассмотрения дела, добавил он.

Бизнес узнает о возможности обжаловать решения контрольных органов власти без суда, поэтому число таких обращений растет, считает первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Эта процедура намного менее затратная, чем судебная, добавила она. Много решений принимается в пользу предпринимателя, т. е. процедура объективна, а возможность «произвола» практически исключена, указывает Блудян. «Теперь жалобы попадают не к конкретному чиновнику, а в аппарат министерств и ведомств либо вообще в аппарат Григоренко», – добавила она.

Если число обращений растет, значит, доверие к системе есть и для контролируемых лиц это реальный инструмент взаимодействия с органами, считает заместитель гендиректора ЦСР Константин Никитин. Рост обращений связан прежде всего с расширением возможности системы, добавляет он. Во-первых, это широкий спектр жизненных ситуаций, в том числе возможность обжаловать присвоенную категорию риска, появившаяся в этом году. Во-вторых, уровень положительных решений, т. е. органы тут под постоянным надзором правительства не стесняются менять свои решения и идти навстречу бизнесу.

Судебное обжалование как инструмент сохранилось, но в силу развития электронного сервиса и эффективности механизма досудебного урегулирования к обжалованию бизнес скорее прибегает в исключительных случаях, отмечает управляющий партнер IPM Consulting Анастасия Владимирова. Рост обращений по итогам текущего года можно связать с результативностью электронного сервиса, согласна она.

Категории рисков

В этом году под плановые проверки компании подпадают на основании риск-ориентированного подхода, в частности организации и ИП, имеющие специфику чрезвычайно высокого и высокого риска, работающие с производственными и гидротехническими объектами второго класса опасности, отмечает Владимирова.

При этом у каждого контролирующего ведомства свои критерии классификации по рискам, добавила она. Например, Роскомнадзор относит к категории высокого риска тех, кто оказывает услуги связи и в пределах трех лет получил штраф за ведение деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, или тех, кто не соблюдает требования о локализации персональных данных на территории России. Для Росприроднадзора же высокий риск у тех, кто негативно влияет на окружающую среду, добавила юрист.

Компании с высокой категорией риска чаще всего крупные, но в нее может попасть и малый, и средний бизнес, говорит Владимирова. Шанс попасть в список организаций и ИП с высоким риском возрастает, если бизнес привлекали к административной ответственности в последние три года, отмечает юрист. Также в этот список попадают те, кто ранее получал предписание об устранении нарушений от контролирующего ведомства, но требований так и не выполнил.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…