Рост цен на них достиг за два месяца 4–14%, и предпосылок для снижения не видно
Подержанные автомобили массового сегмента классов В и С за сентябрь и октябрь подорожали на 4–14% в сравнении с августом 2021 г. Это следует из аналитических данных трех крупнейших онлайн-сервисов объявлений по продаже машин с пробегом – «Авито авто», «Авто.ру» и «Дром.ру», подготовленных для «Ведомостей».
В мае 2021 г. средняя цена автомобиля с пробегом массового сегмента в стране составляла 444 812 руб., следует из данных «Авито авто». К концу лета она увеличилась на 1,2%, составив в августе 450 006 руб. Осенью цены на автомобили с пробегом продолжили расти, но значительно быстрее. В октябре в среднем подержанный автомобиль продавали уже по 515 014 руб., что на 14,4% больше августовского показателя и на 47,1% – по сравнению с октябрем 2020 г., подсчитали в «Авито».
Нехватка электронных компонентов, вызвавшая дефицит новых моделей в дилерских центрах, а также продолжающийся рост цен на новые автомобили оказывают существенное влияние на рынок машин с пробегом, указывает представитель компании. Продажи таких автомобилей на «Авито авто» за первые три квартала 2021 г. выросли на 7,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 3,84 млн шт.
За три летних месяца подержанные машины подорожали в среднем на 8% до 605 000 руб., сообщил «Ведомостям» представитель «Дром.ру». При этом за сентябрь – октябрь они прибавили в цене 9%, средняя стоимость достигла 660 000 руб. Это на 32%, или на 160 000 руб., больше по сравнению с тем же периодом 2020 г., сказал собеседник.
Автомобили эконом-сегмента (Lada Vesta, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio и т. п.) за лето подорожали на 12% относительно мая, среднего ценового класса (VW Tiguan, Skoda Octavia, Toyota Rav4 и др.) – на 15% до 314 000 и 748 000 руб. соответственно, следует из данных «Авто.ру». За первые два осенних месяца рост цен в этих сегментах составил 4 и 10%. В октябре средний чек за подержанный автомобиль эконом-класса составил 326 000 руб., среднего ценового сегмента – 823 000 руб. За последние 12 месяцев он вырос на 27 и 47,2% соответственно.
Подержанные автомобили бизнес- и премиум-классов дорожают не так быстро. За лето 2021 г. цена на них выросла в среднем на 7,6% относительно мая и остановилась на отметке 3,7 млн руб., сказал «Ведомостям» представитель ГК «Автоdom». В сентябре – октябре цены выросли еще на 4,3%, и теперь средняя стоимость таких машин составляет 3,86 млн руб. При этом с октября 2020 г. по октябрь текущего года цены на автомобили таких классов поднялись на 32,5%, добавил собеседник «Ведомостей». В числе наиболее востребованных машин этих сегментов он назвал Mercedes E-класса, а также BMW 3-й и 5-й серий в возрасте от трех до семи лет.
Подержанные автомобили дорожали месяц к месяцу на протяжении всего 2021 года, отмечает аналитик «Дрома» Даниил Бутов. «Мы полагаем, что рост цен продолжится и в 2022 г. и будет в пределах 15–20% к предыдущему году. Несмотря на удорожание автомобилей, спрос на них остается высоким. В условиях нестабильной экономической ситуации россияне рассматривают покупку машины как способ сохранить сбережения», – сказал он «Ведомостям».
Если рост цен на новые автомобили немного замедлился в последние месяцы, то удорожание машин с пробегом все так же продолжает набирать обороты, констатирует гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль. Причину этого он видит в дефиците новых машин, который уже начал ощущаться и на рынке автомобилей с пробегом. Многие автовладельцы, по словам Мигаля, откладывают покупку новой машины на фоне высоких цен и небольшого выбора в сегменте новых автомобилей. По его оценке, на октябрь 2021 г. средняя стоимость легкового автомобиля с пробегом с начала года выросла на 33% и вплотную приблизилась к отметке в 1,1 млн руб. Но это не мешает автовладельцам менять машины: за 10 месяцев 2021 г. у Fresh Auto продажи подержанных автомобилей выросли на 18,3% до 24 804 шт.
Пока будет сохраняться дефицит предложения, предпосылок для снижения цен ждать не стоит, считает Мигаль. Топ-менеджер пояснил, что цена новых автомобилей будет расти, поскольку практически все автопроизводители будут стараться минимизировать таким образом финансовый ущерб, полученный в период пандемии коронавируса. А вслед за новыми, по его словам, будет расти и стоимость подержанных машин, подстегиваемая увеличивающимся спросом.
В подготовке материала участвовала Маргарита Соболь