Программы профессионального переобучения, которые курирует Роструд, оказались недостаточно эффективными, как показала проверка Счетной палаты РФ. Хотя программы пользуются спросом, значительная часть участников идет на курсы не ради трудоустройства, а из личного интереса.
О программе и ее масштабах
Государство выделяет миллиарды рублей на бесплатное обучение предпенсионеров, молодых мам, безработных и молодежи до 35 лет. В 2023-2024 годах на эти цели было потрачено более 15 млрд рублей, а обучились сотни тысяч человек. Средняя стоимость обучения одного человека составила около 60 тысяч рублей.
Ключевые проблемы
Проверка выявила несколько серьезных недостатков:
-
Учеба ради интереса. Каждый четвертый участник программ (24%) заявил, что главной мотивацией для него был личный интерес, а не поиск работы. Среди предпенсионеров таких 40%. Это говорит о том, что программа недостаточно целевая и средства тратятся на тех, кто не планирует выходить на рынок труда.
-
Несоответствие потребностям экономики. Обучение часто ведется не по тем профессиям, в которых реально нуждается рынок. Наибольший спрос в экономике до 2029 года прогнозируется в обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте, здравоохранении и образовании, но курсы не всегда этому соответствуют.
-
Трудности с трудоустройством. Даже после обучения пятая часть предпенсионеров сталкивается с проблемами при поиске работы.
Мнения и планы по улучшению
В Роструде признают, что программа не может полностью удовлетворять запросам рынка из-за добровольности участия и коротких сроков обучения (3-6 месяцев), которые не позволяют подготовить, например, инженера или врача.
Для повышения эффективности с 2025 года переобучение проводится только по 360 программам, заранее согласованным с работодателями и регионами. Также проект вошел в состав национального проекта «Кадры», что, как ожидается, поможет его системной модернизации.
Аудиторы, в свою очередь, рекомендуют скорректировать программы под реальные нужды экономики, улучшить прогнозирование спроса на кадры и наладить более тесное взаимодействие между учебными заведениями и работодателями.





