Подняв ставку с целью замедления экономики, ЦБ тем не менее не ожидает снижения ВВП
Ведомости от 28.10.24
Банк России на заседании 25 октября повысил ключевую ставку с 19% до исторического рекорда в 21%. Также вырос прогноз по уровню инфляции на конец 2024 г. до 8–8,5% с ожидавшихся в июле 6,5–7%. Прогноз на 2025 г. регулятор поднял с 4,0–4,5% до 4,5–5%. А вот ожидаемый уровень ВВП относительно июльских данных не изменился: ЦБ по-прежнему считает, что в 2024 г. показатель будет на уровне 3,5–4,0%, а в IV квартале 2024 г. – 2,0–3,0% в годовом выражении. В следующие два года ЦБ прогнозирует рост ВВП на 4%.
Ожидания ЦБ расходятся с последними прогнозами Минэкономразвития, где уверены, что инфляция по итогам 2024 г. составит 7,3%, а в 2025 г. – 3,7% (декабрь к декабрю), при условии что перегрев в российской экономике сменится переохлаждением, следует из прогноза социально-экономического развития, составленного Минэкономразвития на 2025–2027 гг.
Глава Минэка Максим Решетников ожидает, что рост ВВП в 2024 г. составит 3,9%, а в следующем году из-за ужесточения денежно-кредитных условий замедлится. Ведомство прогнозирует рост ВВП в 2025 г. на уровне 2,5% по сравнению с 2,8% в апрельской версии прогноза. В 2026–2027 гг. темпы ускорятся до 2,6 и 2,8% соответственно, считают в ведомстве.
Обоснование прогноза ЦБ
Экономика в III квартале продолжила расти более умеренными темпами, но ее замедление на фоне по-прежнему высокой инфляции говорит не о снижении спроса, а о нехватке предложения, отмечает глава Центробанка Эльвира Набиуллина. При этом, по ее словам, обострилась нехватка производственных мощностей и сотрудников, все чаще возникают проблемы с импортом из-за ограничений в цепочках поставок. Кроме того, сохраняются риски со стороны внешней торговли, геополитики и инфляционных ожиданий, отметила Набиуллина.
По мнению Центробанка, озвученному в пресс-релизе по итогам заседания по ставке, высокий внутренний спрос поддерживается ростом кредитования и доходов населения и бизнеса, а также увеличением бюджетных расходов. «Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста остается значительным. Об этом свидетельствует и высокое текущее инфляционное давление», – отмечает регулятор.
Признаков замедления инфляции в сентябре ЦБ не видит, инфляционные ожидания населения обновили годовой максимум, выросли и ценовые ожидания бизнеса, особенно у предприятий розничной торговли, заявила на пресс-конференции Набиуллина.
Рост инфляционных ожиданий означает, что ужесточение реальных денежно-кредитных условий было менее существенно, чем это отражено в номинальных процентных ставках, поясняет руководитель Центробанка: «Уровень жесткости условий корректно определять именно так: вычитая из уровня ставок уровень ожидаемой инфляции, а не фактической за прошедшие 12 месяцев».
На фоне повышения ставки Банк России также пересмотрел и прогноз ее дальнейшего движения. В этом году средний уровень составит 17,5% (вместо 16,9–17,4%), в следующем – 17–20% (ожидалось 14–16%), в 2026 г. – 12–13% (против 10–11%). Нейтральный диапазон 7,5–8,5% регулятор по-прежнему ожидает в 2027 г.
Набиуллина предупреждает, что ЦБ по-прежнему нацелен на снижение инфляции до 4% и двукратное превышение этого показателя в текущем году, несмотря на жесткую ДКП, «не означает, что ключевая ставка не работает», поскольку инфляция могла бы быть «намного больше». Глава ЦБ приводит четыре причины низкой эффективности жесткой ДКП в борьбе с инфляцией: население и компании перестают надеяться на возврат инфляции к низким уровням и стремятся потреблять, инвестировать или сберегать. Некоторые из них при этом ждали, что ставка будет снижаться в любом случае, вне зависимости от инфляции, подозревает Набиуллина: «Это мотивировало людей и бизнес не снижать спрос на кредиты». Кроме того, стимулирующая бюджетная политика позволяет наращивать доходы и выручку, а также дает «рычаг получения кредитов», в том числе виновно и ослабление в регулировании кредитования.
«В итоге перегрев экономики оказался сильнее, что привело к ускоренному росту цен. Поэтому для достижения цели мы будем еще более консервативно реагировать на проинфляционные риски. Уровень жесткости нашей политики будет определяться задачей возвращения инфляции к цели», – резюмировала Набиуллина. Она считает, что очередное резкое повышение ставки и завершение программы льготной ипотеки должно побудить население больше сберегать и меньше тратить, в августе и сентябре интерес населения к срочным банковским вкладам уже вырос.
Любой ценой
Аналитики не исключают, что пик повышения ставки еще не пройден, с учетом жесткого сигнала ЦБ на последнем заседании. Новый прогноз ЦБ по средней ключевой ставке с 28 октября до конца года составляет 21–21,3%, а это означает, что на ближайшем декабрьском заседании ставка может быть повышена до 23%, указывает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. Главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец также считает, что ставка на уровне 23% на конец года выглядит реалистично.
С учетом прогнозируемой средней инфляции реальная ключевая ставка в 2025 г. может быть выше 10%, что, по мнению Беленькой, очень много. Частные компании без большой финансовой подушки и связи с государством могут не пережить длительный период высоких процентных ставок, однако уже и со стороны оборонно-промышленного комплекса звучат опасения, напоминает Беленькая. В частности, глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что высокая стоимость денег – «серьезный тормоз для дальнейшего роста промышленности».
ЦБ приходится компенсировать все более жесткой ДКП те проинфляционные факторы в экономике, которые находятся вне зоны его контроля, констатирует Беленькая. «Заградительно высокий уровень ключевой ставки в сочетании с повышением налога на прибыль с 2025 г. может привести к сокращению частных инвестиций, а возможно, и закрытию части бизнеса. Это может негативно повлиять на будущее предложение и развитие экономики и увеличить риски рецессии или стагфляции», – предостерегает она.
Инфляция будет замедляться небыстро, но пик годовой инфляции был пройден в июле 2024 г. на уровне 9,1%, говорит главный экономист Совкомбанка Михаил Васильев. Он прогнозирует замедление инфляции до 8% к концу этого года и до 5,5% к концу 2025 г.
Расхождение прогнозов ЦБ с ожиданиями Минэкономразвития не существенны, более свежие прогнозы более актуальны, поэтому среднесрочный прогноз регулятора по инфляции с большой вероятностью окажется более точным, говорит директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. «Пространство для снижения ключевой ставки возникнет во второй половине 2025 г., и когда снижение начнется, то оно скорее будет равномерным и постепенным на протяжении двух лет с почти постоянной скоростью», – ожидает Куликов.