Из интервью с председателем совета директоров АО "Объединенная судостроительная корпорация" Георгием Полтавченко Российской газете.
На недавнем заседании бюро правления Союза машиностроителей России были рассмотрены предложения ОСК по мерам поддержки отрасли, пострадавшей от последствий пандемии. Без каких основных мер, по вашему мнению, точно не обойтись?
Георгий Полтавченко: Ситуация в отрасли находится в динамике. Каждый день приносит какие-то новости и изменения. В первую очередь мы понимаем, что один из главных вопросов — это стабильность работы предприятий в нынешних экономических условиях. Безусловно, необходимо поддерживать финансовую устойчивость верфей и заводов.
Применительно к деятельности ОСК, как, впрочем, и других крупных госкорпораций, работающих с оборонным заказом, это необходимость сохранения существующих и утвержденных объемов гособоронзаказа. Поскольку в данный момент обеспечить стабильный финансовый поток и оборотные средства для поддержания и подпитки предприятий можно именно через государственные контракты.
Также важен и вопрос доступности денежных средств. По предложению ОСК на заседании правления Союза машиностроителей России обсуждался и вопрос ключевой процентной ставки Центрального банка России. Если ключевая ставка в обозримой перспективе будет снижена на один-полтора процента, это позволит предприятиям направить ресурсы на решение текущих неотложных вопросов производства.
Кстати, о гособоронзаказе. Хотел бы отметить, что в 2018 году впервые в истории ОСК была выполнена сдаточная программа по ГОЗ.
Гособоронзаказ — это важнейший приоритет в работе корпорации. Цифры говорят здесь сами за себя: если в период с 2008 по 2013 год ОСК построила 11 и отремонтировала семь кораблей, то с 2014 по 2018 год построен 31 корабль и проведен ремонт двадцати трех. В этом году, несмотря на эпидемию, будем стремиться также уложиться в графики и сроки. Это будет несколько сложнее, но уверен, что внутренние резервы у корпорации для этого имеются.
Каким вы видите перспективное развитие корпорации на ближайшие 5-7-10 лет? На что следует сделать акцент, какие направления в судостроении будут востребованы в ближайшие годы?
Георгий Полтавченко: это достаточно объемный вопрос. Но попробую тезисно обозначить основные приоритеты. Я уже говорил про гособоронзаказ. Все-таки военное кораблестроение — это конек корпорации. Но, несмотря на это, в ближайшее время главным постепенно станет и развитие гражданской составляющей кораблестроения.
Дело в том, что военный флот постепенно насыщается новыми кораблями и подводными лодками, и в итоге наступит время, когда все потребности флота на ближайшие годы будут решены. Это перспектива десятилетия. А чем занимать освобождающиеся мощности верфей и конструкторских бюро? Поэтому вопрос конверсии и перехода на приоритетную работу с гражданскими заказами — это безусловное будущее корпорации. Последние несколько лет корпорация активно формирует портфель таких заказов. Так что конверсия и перевод предприятий на выпуск судов для коммерческого и туристического флотов — это задача ближайших лет. Кстати, в период с 2008 по 2013 год корпорация сдала заказчикам 45 гражданских судов. А в 2014-2018 годах выполнены уже 66 заказов. В настоящее время в постройке находятся 73 гражданских судна.
Предприятия корпорации уже сейчас активно внедряют новые современные методы производства, обучают персонал новым компетенциям. ОСК ударно работает в этом направлении, стимулируя обучение персонала и работников предприятий, а также переподготовку управленческих, инженерных и рабочих кадров. Вопросы инноваций и венчурных инвестиций — это также актуальная повестка наших ближайших лет. Кстати, не сомневаюсь, что с переездом в Петербург эти направления получат новый мощный импульс, поскольку именно в Петербурге работают молодые инженеры, у них есть привлекательные предложения и интересные стартапы, а у ОСК, в свою очередь, есть определенные финансовые возможности поддерживать такие идеи и воплощать их в проекты.
Хотел бы обратить внимание и на такие особо важные направления, по которым корпорация уже работает или приложит свои компетенции в самом ближайшем будущем. К примеру, развитие Арктики, это очень серьезный вопрос. Мы уже сейчас строим самые современные ледоколы и суда ледового класса - как военные, так и гражданские. Не менее масштабная задача — это рыболовный флот России. Его создание практически с нуля после распада Советского Союза — это серьезный проект, поддержанный на уровне президента и правительства, и он уже активно реализуется.
Мы сейчас строим и проектируем большое количество рыболовецких траулеров, рыбообрабатывающих и морозильных судов. Мощный рыболовный флот — это одна из основ продовольственной безопасности России, и его создание - важнейший приоритет ближайших 10-15 лет.
Хотел бы еще отметить и такое фантастическое, казалось бы, направление, как исследование аквакосмоса. То есть погружение в глубины Мирового океана и поиск новых ресурсов, глубокие научные исследования того, что скрыто от нас под толщей воды.
Аквакосмос? Необычный термин. И красивый...
Георгий Полтавченко: Согласен. Океан как космос, до которого мы можем дотянуться. Этот термин используют ученые-океанографы, а вот в судостроении пока нет такого специального направления. Но связанные с ним компетенции уже сейчас есть у корпорации, и мы их, безусловно, будем совершенствовать.
Уверен, что будущее - за развитием подводных спускаемых аппаратов для максимально подробного изучения морских глубин. У нас множество проектных бюро крайне успешно работают по подводной тематике в рамках военных заказов, но их обширные наработки можно оперативно применить и в научном исследовании Мирового океана. Вот, кстати, совсем недавно, 9 мая этого года, разработанный ЦКБ "Рубин" автономный необитаемый подводный аппарат "Витязь" впервые совершил погружение на дно Марианской впадины. В честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне аппарат установил на дне впадины юбилейный вымпел. Глубина погружения аппарата составила 10 028 метров. Кроме установки памятного вымпела, он провел многочисленные гидрологические исследования, совершил картографическую съемку, взял пробы океанской воды.
Одним словом, наработок и ресурсов для продолжения работ по подводной тематике аквакосмоса у нас также достаточно, поэтому ни минуты не сомневаюсь, что работа с биоресурсами Мирового океана — это сегодня уже не фантастика, а объективная реальность ближайшего будущего.