А лишний кто? В каких отраслях экономики нашли избыточную занятость
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

А лишний кто? В каких отраслях экономики нашли избыточную занятость

А лишний кто? В каких отраслях экономики нашли избыточную занятость

В российской экономической системе законсервирована неэффективная отраслевая структура распределения трудовых ресурсов. В сфере услуг намного больше занятых, чем в реальном секторе, причем реальные зарплаты там сокращаются, а 40% работников трудятся неэффективно. Чтобы вернуть работников в реальный сектор экономики, нужна политическая воля. Об этом говорит исследование Ксении Савчишиной “Отраслевая структура занятости как фактор ограничения экономического роста”.

Научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Ксения Савчишина опубликовала статью “Отраслевая структура занятости как фактор ограничения экономического роста” (журнал “Научные труды” № 3, 2023). В статье говорится об очень важной проблеме - об избыточной занятости в сфере услуг, что ограничивает экономический рост в стране.

Автор говорит о том, что уже несколько лет (за исключением постковидного 2021 года) экономика России растет не более чем на 3% в год, и для этого есть системные причины: расширение экспорта исчерпало себя, а внутренний спрос растет слабо. В приоритет в стране поставлена макроэкономическая стабильность, но ее потенциал уже подходит к концу. Нужны системные изменения, иначе в ближайшие три - семь лет бюджет столкнется с ограничениями.

Какие же изменения нужны? По мнению Савчишиной, надо устранять ряд дисбалансов в структуре производства и потребления. И в первую очередь - дисбаланс в отраслевой занятости. Последние 25 лет порядка 60% ВВП России создается в сфере услуг, где доля занятых увеличилась с 42 (1991 год) до 62%, а доля основного капитала - с 50 до 70%.

Что это значит? А то, что именно в непроизводственном секторе во многом формируются такие глобальные экономические характеристики, как производительность труда, эффективность использования основного капитала, динамика и распределение доходов населения. В итоге динамика цен на услуги определяет динамику цен на товары, а также инвестиции в различные отрасли народного хозяйства.

СОКРАЩЕНИЕ ЗАРПЛАТ

Исследователь отмечает, что сектор услуг растет во всем мире. Но в развитых странах это следствие роста производительности в реальном секторе и высвобождения трудовых ресурсов. А в России - следствие банального сокращения реального сектора экономики. Резкое сокращение было в производстве радио-, теле- и коммуникационного оборудования, в производстве медицинского, точного и оптического оборудования, в производстве и ремонте морского и воздушного транспорта, в ракетостроении. При этом высвобождавшиеся работники уходили в сферу услуг.

В 1990-е годы переток значимой части трудовых ресурсов в сферу услуг имел положительный макроэкономический эффект - поддержал доходы населения на фоне сокращения выпуска товаров. Но в 2010-х годах количество выпущенной реальным сектором продукции начало расти, а обратного движения кадров не произошло.

К началу 2000-х годов на непроизводственный сектор приходилось 57% занятых в экономике, и такая же доля - в общероссийском объеме оплаты труда (против соответственно 43 и 40% в 1991 году). И рост сектора продолжался. Так, в торговле доля занятых увеличилась с 19,6 (2010) до 21,5% (2019), а доля оплаты труда - с 13,7 до 14,1%.

Вместе с тем растущие расходы на оплату труда увеличивающегося персонала в сфере услуг привели к ускоренному росту цен на услуги. В среднем за 1995 - 2022 годы динамика цен на услуги превышала динамику цен на товары более чем на 2 процентных пункта (п.п.) в год.

Одновременно в науке, здравоохранении, образовании, государственном управлении снизилась как доля занятых, так и доля оплаты труда. Исследователь сделала вывод, что наблюдается дисбаланс в структуре производства и занятости (рост доли занятых в сфере услуг при снижении доли в ВВП). И это имеет ряд негативных эффектов для экономики:

- Доля торгово-транспортных издержек в структуре промежуточного потребления (то есть с целью производства других товаров и услуг) в России в 1,5 раза выше, чем в США.

- Производительность в сфере услуг на протяжении всего периода 1991 - 2019 годов была ниже, чем в среднем по экономике. Обращает на себя внимание более низкая, чем в реальном секторе, производительность в торговых организациях в течение последних 15 лет.

 - С 1995 года уровень производительности в нематериальном секторе по отношению к среднему по экономике постоянно снижался.

- По итогам 2019 года производительность ниже, чем в реальном секторе, имели порядка 40% занятых в сфере услуг (без учета занятых в образовании и здравоохранении).

“В результате можно говорить о том, что намечающийся в российской экономике дефицит трудовых ресурсов, помимо очевидной демографической составляющей, является следствием неэффективного распределения трудовых ресурсов между реальным сектором и нематериальной сферой”, - делает вывод автор исследования.

РАСЧЕТЫ

Савчишина рассчитала, что произойдет в промышленности при инвестициях в основные фонды и привлечении более квалицированного персонала. Для первоначальной оценки использовался темп прироста материальной составляющей увеличения производительности 5% в год для каждой из отраслей. Вышло, что средний реальный прирост выпуска продукции в период до 2030 года не превысит 2,3% в год.

При этом структура промышленности по видам деятельности несколько скорректируется: доля реального сектора (промышленность, сельское хозяйство, строительство) повысится с 50,4 (2019) до 52,5% (2030). А вот в сфере услуг снизится доля персональных услуг и госуправления - на фоне медленного роста реальных доходов населения и выхода бюджетного дефицита на нулевую отметку. Одновременно поменяются и пропорции отраслевой занятости, причем значительней: доля сферы услуг сократится с 62 до 58%, в том числе занятость в торговле - на 1 п.п., в транспорте - на 2 п.п., в персональных услугах - на 4 п.п., в государственном управлении - на 2 п.п. И производительность в сфере услуг в сравнении со средней по экономике продолжит снижаться (с 74 до 72%), разница в зарплатах тоже будет увеличиваться.

В КАКИХ ОТРАСЛЯХ

 ЕСТЬ ИЗБЫТОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

 По мнению Савчишиной, избыточная занятость фиксируется в пяти видах деятельности сферы услуг. (Избыточность считали, как разность между фактической занятостью по видам деятельности и расчетным уровнем, оценка которого получена при известных значениях выпуска продукции и объема основных фондов.)

“Наибольший дисбаланс ожидаемо был отмечен по виду деятельности “Оптовая и розничная торговля”, где избыточная занятость составила чуть менее 2 млн занятых. Для “Гостиниц и ресторанов” этот показатель оценивается в 400 тыс. чел., в “Связи и телекоммуникациях” - 150 тыс. чел., “Финансы и страхование” - 400 тыс. чел., “Операции с недвижимым имуществом” - 700 тыс. чел. Общий ресурс трудовых ресурсов, которые могут быть без риска сокращения выпуска направлены в другие виды деятельности, достаточно значим и оценивается в 3,7 млн чел.”.

ГДЕ БУДУТ ТРЕБОВАТЬСЯ РАБОЧИЕ РУКИ

 В исследовании просчитано, где будут требоваться дополнительные рабочие руки к 2030 году. Считали так называемый “инерционный сценарий”, который не учитывает усилий государства по импортозамещению, а учитывает только тенденции, обусловленные различиями в отраслевых темпах прироста выпуска продукции и инвестиций. Таким образом, дополнительная рабочая сила будет требоваться:

• в добыче полезных ископаемых - 175 тыс. чел.,

• в легкой промышленности - 450 тыс. чел.,

• в нефтепереработке - 70 тыс. чел.,

• в фармацевтике - 40 тыс. чел.,

• в металлургии - 50 тыс. чел.,

 • в производстве электрооборудования - 110 тыс. чел.,

• в высокотехнологичном машиностроении - 350 тыс. чел.,

• в строительстве - 300 тыс. чел.,

 • в электроэнергетике - 380 тыс. чел.

ВЫВОД

 Автор исследования пришла к выводу, что в российской экономической системе как минимум в течение последних полутора десятилетий законсервирована неэффективная отраслевая структура распределения трудовых ресурсов. Среди структурных ограничений активного экономического роста (без решения проблемы избыточной занятости в ряде видов деятельности сферы услуг) будет присутствовать не только дефицит трудовых ресурсов, но также проблема низкой производительности и зарплат в сфере услуг, сдерживающая рост реальных доходов населения. Кроме того, вынужденный опережающий рост цен на услуги, приводящий к их высокой доле в структуре затрат реального сектора, приведет к ограничениям роста заработной платы уже в реальном секторе даже при росте производительности. Однако межотраслевой переток занятости требует решения многих сложных проблем, таких как структура профессионального образования, вопросы повышения квалификации или переобучения, существующие ограничения в отношении меж- и внутрирегиональной миграции, в том числе связанные с недоступностью приобретения или аренды жилья. И эти проблемы могут быть решены только в рамках комплексной экономической политики государства.

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…