В прогрессивный век высоких технологий Интернет и телевизор – это важные источники информации и знаний, но также не стоит недооценивать огромное влияние, которое они способны оказать на неокрепшие ум и душу детей. Родители должны проявлять максимальную бдительность и внимательно отслеживать, что интересует их детей, иметь четкое представление об интересах своего ребенка, знать содержание телевизионных программ и сайтов, которые посещает ребенок, контролировать качество информации, которую он просматривает.
Обязательно нужно ограничивать время, которое дети проводят в виртуальном мире и у экрана телевизора.
К сожалению, множество программ, в том числе детских, оказывают негативное влияние на сознание подрастающего поколения, некоторые программы являются прямой пропагандой насилия, секса, гомосексуализма. Например, мультфильм "Телепузики", где мальчик Винки ходит с женской сумкой и носит женскую юбку. Реклама, которая с детства приучает наших детей к потребительскому мышлению, призывая покупать и покупать игрушки и шоколадки, сайты самоубийц и так далее. Весь этот информационный мусор негативно сказывается на развитии мышления, воображении, тормозит творческую активность, оказывает влияние на представлении о своей гендерной принадлежности, ворует время, которое можно было посвятить чтению, живому общению с другими людьми, посещению секций и так далее.
Многие родители совершают непростительную ошибку, используя телевизор и Интернет в качестве электронной няни, для того чтобы отвлечь внимание ребенка, и он не мешался под ногами в то время, как они занимаются своими делами (разговаривают по телефону, делают уборку и т.д.). Это и есть основная причина, из-за которой дети все больше времени проводят у экрана телевизора или в Интернете.
Родители сами толкают своих детей в виртуальный мир, способствуя возникновению зависимости от гаджетов. Со временем у таких детей все больше утрачивается контакт с родителями, и их засасывает в виртуальный мир, в котором они пытаются найти спасение от своих проблем, которых по мере взросления становится все больше (холодная атмосфера в семье, ссоры или развод родителей, отсутствие реальных друзей, плохие отношения в школе с учителями и одноклассниками, неуспеваемость по учебе, отсутствия интересов и хобби).
У таких детей наблюдаются трудности с логическим мышлением, плохая память, низкая концентрация внимания, проблемы с обработкой информации. Отсутствуют навыки саморегуляции и самодисциплины. Возникают проблемы с постановкой целей в жизни и способностью их достичь, преодолевая трудности, так как они не умеют трудиться. Общий уровень социальных навыков и эрудиции очень низкий.
Родители должны понимать, что то, что они заложат в ребенка с детства, в дальнейшем будет оказывать определяющее влияние на всю его жизнь. Самыми важными являются первые пять лет, когда именно родители решают, что ребенок ест, в какие игрушки играет, из каких источников он узнает об окружающем мире, какие книги читает, то есть они полностью направляют его выбор. Если же родители оставляют своего ребенка на милость телевизора или Интернета, по сути, отказываясь выполнять свои родительские обязанности и снимая с себя ответственность, то выбор, на что направить внимание ребенка, за них делают коммерческие средства массовой информации.
По рекомендации экспертов в области благополучия и здоровья детей время просмотра телевизионных программ не должно превышать 2 часа в день.
Однако Интернет и телевидение при надлежащем контроле со стороны родителей могу оказать и положительное влияние на развитие ребенка.
Расширить его кругозор. Познакомить ребенка с окружающим миром, рассказать о жизни, культурном укладе и традициях различных народов планеты, познакомить с местами, в которых он никогда не бывал, и так далее.
Как же превратить Интернет и телевизор в своих союзников?
Нужно научить ребенка критично относиться к тому, что показывают средства массовой информации. Просматривая программы вместе с ребенком, нужно комментировать то, что вы смотрите. Задавать ребенку вопросы с целью выяснить, понимает ли ребенок смысл того, что он смотрит. Путем проведения параллели между тем, что показывают на экране, и похожей ситуацией, которая была в вашей жизни, помочь ребенку установить связь между показанным сюжетом и реальной жизнью.
Если какая-нибудь тема привлекла внимание ребенка, постарайтесь развить интерес. Найдите больше информации по данному вопросу. Обсудите ее с ребенком. Отведите его в библиотеку и предложите ему самому найти информацию на заинтересовавшую его тему. Разыграйте домашний спектакль, играя роли любимых героев. Предложите ребенку нарисовать сюжет, который ему понравился больше всего при просмотре телепередачи.
Следуя этим не хитрым рекомендациям, вы можете превратить телевизор и Интернет в ценный источник знаний и обеспечить всестороннее развитие своего ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1) Для того чтобы уменьшить время, проведенное вашим ребенком за просмотром телевизионных и интернет-программ, вам самим нужно проводить с ним больше времени, играть с ним, привлекать его к какой-либо деятельности, которые вы можете выполнять вместе с ним. Вместе заниматься спортом, читать и обсуждать книги, ходить в библиотеку, посещать театры и музеи, организовывать семейные выезды на пикники на природе и совместные занятия согласно вашим интересам.
2) Введите ограничение на время, которое ребенок проводит у экрана телевизора или в социальных сетях. И неукоснительно требуйте соблюдать данные ограничения.
3) Объясните ребенку, что он должен выполнять работу по дому и хорошо учиться. Тогда в свободное время он может заниматься своими делами, смотреть телевизор или сидеть в Сети. Если он нарушает правила, установленные родителями, они могут запретить просмотр телевизора и перекрыть доступ в интернет.
4) Запишите ребенка в секции и кружки согласно его интересам. Это позволит не только развиваться в интересующем его направлении, но и обеспечит живое общение с другими людьми.
5) Сделайте традицией вечером выключать телевизор и гаджеты и посвящать это время совместному ужину и семейному общению.
6) Родители должны подавать ребенку личный пример. Если они сами без конца смотрят телевизор и не могут оторваться от своих гаджетов., бесполезно накладывать какие-либо ограничения на ребенка и требовать соблюдения правил, которым они сами не следуют.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Должны ли родители контролировать интересы своих детей?
2. Ограничиваете ли вы время, проведенное вашим ребенком у экрана телевизора или в Интернете?
3. Проводите ли вы семейные выезды на природу. Какие виды деятельности вы совместно с вашими детьми?
Юрист Павлова Л.В.