Почему сотрудники российских компаний боятся психологов
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Почему сотрудники российских компаний боятся психологов

Стресс на работе испытывают практически все – от крановщиков и инкассаторов до руководителей отделов и топ-менеджеров, говорит владелец компании «Специальные эмоциональные технологии» Александр Евдокименко. При этом человек даже не понимает, что испытывает стресс, – более 40% эмоциональных переживаний не осознается сотрудником, продолжает он. Например, оператор колл-центра или консультант в отделении банка ни на минуту не может расслабиться – он вынужден общаться с клиентами, молча выслушивать претензии, а иногда и оскорбления покупателей, говорит Евдокименко. В напряжении работают и сотрудники IT-компаний, например менеджеры проектов до 35 лет, которые руководят творческим процессом в команде. Высокая зарплата только повышает стресс – человек чувствует еще больше ответственности, считает Евдокименко. 
Отдельная категория – топ-менеджеры. По словам Евдокименко, у руководителей компаний уровень стресса зашкаливает, они переживают из-за работы больше, чем линейный персонал. «Топ-менеджеры даже в нерабочей обстановке чувствуют себя как люди, попавшие в ДТП», – рассказывает он. 
Чаще всего сотрудники волнуются из-за личных проблем (40%), семейных отношений (29%) или работы (18%), по данным Morneau Shepell. Но из-за чего бы ни волновались сотрудники, переживания сказываются на работе. 
Компании несут убытки: сотрудники в стрессе плохо работают, срываются на коллег, болеют, опаздывают, допускают ошибки, говорит гендиректор компании «Корпоративное здоровье» Александр Штульман. К тому же изможденные сотрудники выгорают и увольняются. 95% руководителей кадровых служб называют эмоциональное выгорание основной причиной текучести персонала, утверждает исследование Kronos Incorporated and Future Workplace Found. Работодателям приходится искать замену. Они могли бы сэкономить, если бы должным образом заботились о психологическом и ментальном здоровье сотрудников, уверен Штульман. 
Самые продвинутые работодатели включают помощь психолога в программы корпоративного страхования, знает сооснователь медицинской компании BestDoctor Марк Саневич. Но, по его оценкам, услугами корпоративного психолога по ДМС пользуется не более 0,5% российских сотрудников. По словам Евдокименко, чаще всего компании приглашают терапевтов, коучей или тренеров для сотрудников, которые работают с клиентами (это лицо компании). Или же компании прибегают к помощи профессионалов в экстренных ситуациях – при массовых сокращениях или, напротив, при резком расширении штата, говорит Евдокименко. 
«Ведомости» опросили крупные банки, промышленные холдинги и интернет-корпорации, как они решают психологические проблемы персонала. В «Яндексе» и Mail.ru Group есть штатные психологи, сообщили представители компаний. Специалисты и менеджеры Mail.ru Group обсуждают с психологом рабочие вопросы, взаимодействие с коллегами и даже личные вопросы, уверяет директор по развитию персонала и внутренним коммуникациям компании Лия Королева. «Сибур» год назад открыл центр психологической поддержки на предприятиях в Тобольске, Перми, Твери, Нижневартовске и Дзержинске, рассказывает директор по компенсациям и льготам, социальным отношениям и кадровой поддержке холдинга Елена Багреева. По ее словам, 8400 сотрудников прошли психологическое тестирование, специалисты центра провели 860 консультаций и 200 тренингов. На предприятиях в Тобольске есть комнаты психологической разгрузки с антистресс-капсулами, массажными креслами, светозвуковыми столами для песочной терапии и проч., по словам Багреевой. Сотрудники SAP и их родственники могут обратиться к психологу онлайн или по телефону, говорит директор по персоналу компании Вера Соломатина. 
Некоторые компании используют нестандартные методы. Например, «Почта банк» в декабре 2017 г. и январе 2018 г. надел на 20 топ-менеджеров 35–55 лет специальные браслеты, определяющие уровень стресса, в частности, по пульсу, рассказал представитель банка. Потом на тренингах им рассказывали, как управлять эмоциональным состоянием. В банке есть штатный психолог для операторов колл-центра, говорит его представитель. 
Однако сотрудники не доверяют психологам, приглашенным работодателем. Кабинет с табличкой «Психолог» в офисе отпугнет сотрудников: никто не захочет, чтобы коллеги узнали, что у него есть проблемы, отмечает Штульман. Кроме того, в России мало хороших психологов, способных помочь сотрудникам решить насущные жизненные проблемы, предупреждает Штульман. Руководители боятся интриг и сплетен на работе, поэтому никогда не пойдут на прием к штатному консультанту, поясняет партнер компании «Экопси консалтинг» Мария Макарушкина. 

Ведомости от 15.08.19

Анекдот от профсоюза

— Муж говорит, чтобы я бросила употреблять спиртное.

— Придется бросить.
— Да, но он такой забавный — буду по нему скучать…