Необходимо скорейшее оживление деловой активности, для чего мы предлагаем всего три меры – на год до 1 июля 2021 г.:
– отмена налога на имущество, уплачиваемого по кадастровой стоимости, земельного налога и аренды за землю;
– скидка 50% на все коммунальные платежи предприятиям и гражданам, а также на аренду государственного и муниципального имущества;
– снижение для индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), и самозанятых налога с 6 до 1%.
Налоги и арендные платежи прямо или косвенно затрагивают все юридические или физические лица в России. При этом кадастровая стоимость определяется профессиональными оценщиками и учитывает разницу экономических условий в регионах, что и делает ее универсальным средством. Для владельцев недвижимости ставки налогов и аренды земли составляют 1,5–2% от кадастра и вместе с коммунальными платежами доходят до 25–35% в совокупной выручке торговых, офисных и иных объектов, доходность от использования которых сейчас редко превышает 8–10% годовых. В свою очередь, от нагрузки на недвижимость зависят ставки аренды, а арендные платежи прямо влияют на все юридические и физические лица: торговля – это прежде всего помещения; значительная часть бизнеса – это офисы.
При этом, по данным АКОРТ, только за счет торговли в 2019 г. обеспечивалось до 20% ВВП, 15% рабочих мест и 10% налоговых поступлений в стране, а падение розничных продаж сейчас не менее 23%.
Налог на имущество и земельный налог относятся к региональным налогам и поступают в бюджет субъекта, как и арендная плата за землю. Но до 2013 г. налога на имущество по кадастровой стоимости не было, поэтому вряд ли еще год без этих налогов нанесет сильный удар по благосостоянию регионов.
Возьмем для примера Москву. Доходы городского бюджета в 2019 г. – 2,6 трлн руб., из них 157 млрд руб. принесли налоги на имущество, 13 млрд руб. – земельный налог и 120 млрд руб. – аренда земли. Льготы предприятиям и гражданам лишат Москву, таким образом, 290 млрд руб. – это 11% ее доходов. По нашим оценкам, России в целом льготы обойдутся в 1,3 трлн руб. (меньше 10% от уже запланированных расходов по нацплану).
В этом году на перечисления из федерального бюджета в регионы запланировано 2,5 трлн руб., а среднегодовое увеличение денежной массы составляет 3,5 трлн руб. То есть эти деньги уже есть.
Недополученный доход бюджетов от сдачи имущества (как 186 млрд руб. в Москве в 2019 г.) будет компенсирован сохранением рабочих мест и деловой активности, от которых, например, Москва получает основную часть доходов (в 2019 г. – 900 млрд руб. от налога на прибыль и 1,05 трлн руб. от налога на доходы физлиц).
Освобождение от налога на имущество и 50%-ная скидка на оплату коммунальных услуг на год позволит снизить расходы домохозяйств. При этом государство может выступить оптовым покупателем коммунальных услуг, получив ту же скидку в 50%. Тогда на эту льготу вообще не будет существенного расходования бюджетных средств.
Упрощение условий получения денег непосредственно влияет на скорость перезапуска экономики. Поэтому для освобождения от уплаты названных налогов и арендных платежей надо выполнить всего два условия: сохранение занятости не менее 90% и предоставление собственниками недвижимости скидок своим арендаторам – не менее 25% от ставки 2019 г. И все! Но если собственник недвижимости не выполняет условие по предоставлению 25%-ной скидки хотя бы одному арендатору, то он лишается всей льготы.
В результате все арендаторы помещений, в том числе в офисных и торговых центрах, получат реальное бесконфликтное снижение арендной платы минимум на 25%, что позволит им продолжить бизнес и сохранить рабочие места.
Ну а третья мера – снижение налога для ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения, и самозанятых с 6 до 1% – позволит и стимулировать деловую активность бизнеса, и привлечь в ряды ИП новых граждан, в том числе молодежь.
Совокупность названных мер позволит запустить так необходимый экономике эффект домино, когда деловая активность в одной отрасли будет стимулировать и остальные отрасли, а сохранение занятости и доходов увеличит спрос.
Авторы — доктор юридических наук, профессор, завкафедрой правовых основ управления МГИМО МИД; заместитель секретаря Общественной палаты, кандидат экономических наук