– Что вы думаете по поводу предложения совладельца «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева о переносе порта Санкт-Петербурга в Усть-Лугу, а вместе с этим и двух предприятий ОСК – Адмиралтейских верфей и Северной верфи?
– Давайте порассуждаем. Прежде всего нужно понять, куда переезжать. Вопрос не праздный с точки зрения рабочей силы и затрат на стройку.
По нынешним ценам это будет стоить никак не менее 150–200 млрд руб. Все это ляжет в себестоимость изделий. Мы получим проблему, что каждое судно, построенное на этой перенесенной верфи, придется субсидировать. У нас и так не очень с ценообразованием, а тут мы нагрузимся этими новыми инвестициями. Получится конструкция, когда вместо двух эффективных предприятий мы создадим одно большое, но неэффективное. Я бы ориентировался на экономическую целесообразность, следуя которой трогать наши верфи – по крайней мере сейчас и в промышленных районах – бессмысленно.
«Всю жизнь живу в самолетах и поездах»
– В феврале про переезд ОСК в Петербург вы говорили, что это произойдет в конце апреля – начале мая. Переедете? В 1,4 млрд руб. бюджета на переезд укладываетесь?
– Большой переезд у нас происходил на майских праздниках. Проблема в том, что подрядчик, который ремонтировал нам офис на Васильевском острове, сделал три этажа и сдулся. Сейчас опять надо его выгонять и многое переделывать. По ремонту превышения небольшие – около 20 млн руб.
Если говорить про стоимость переезда, то это не средства одного года, а деньги, которые мы потратим в течение 4–5 лет.
Располагаться будем сразу в двух офисах: основная часть сотрудников – на Васильевском острове, офис руководства – в переулке Антоненко.
– А люди охотно переезжают? Где сами больше жить будете?
– 50 на 50 тех, кто переезжает, и тех, кто увольняется. Это отчасти грустный аспект, но тут уж ничего не поделаешь, так бывает. На освободившиеся должности нанимаем людей в Санкт-Петербурге. Зачастую более профессиональных.
Что до меня, то я всю жизнь живу в самолетах и поездах – для меня ничего особенно не изменится.
– По автопрому не скучаете?
– Скучаю, конечно.
– Нет желания вернуться на госслужбу? Чем бы хотели заниматься, если на третий срок в ОСК не пойдете?
– Я считаю себя человеком команды. И живу в логике командного взаимодействия. А дальше вопрос простой: что Родина поручит – тем, значит, и буду заниматься.
Если говорить про мои личные пристрастия – я уже двенадцатый год пытаюсь вернуться к своей мечте, заняться private equity. Собственно, то, что я делаю в ОСК, восстанавливая рентабельность предприятий, занимаясь структурными реформами, чем-то похоже на такую работу. Поживем – увидим.
– А если предложат возглавить родную Нижегородскую область или другой регион?
– Мне кажется, на других участках от меня будет больше пользы, да и самому по сердцу другое.