ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Зачем правительство передает на пять лет ОСК в управление ВТБ
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Зачем правительство передает на пять лет ОСК в управление ВТБ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Зачем правительство передает на пять лет ОСК в управление ВТБ

Госбанк должен решить финансовые проблемы холдинга

Ведомости от 11.08.23

Банк ВТБ получит в доверительное управление на пять лет 100% акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), которые находятся в федеральной собственности (принадлежат Росимуществу). Об этом стало известно 10 августа из трансляции встречи председателя правления ВТБ Андрея Костина с президентом России Владимиром Путиным.

Идея о передаче акций в управление принадлежит Минпромторгу и правительству, президент это предложение поддержал, следует из стенограммы встречи на сайте Кремля. Пресс-служба Минпромторга 10 августа заявила, что это будет способствовать долгосрочной стабилизации финансового состояния ОСК и положительно отразится «как на внутреннем взаимодействии, так и на работе с заказчиками и контрагентами».

Таким образом, по словам вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, планируется привлечь внебюджетное финансирование для дальнейшего развития корпорации. «Мы ожидаем, что доверительный управляющий с учетом его многолетнего опыта обеспечит эффективное управление федеральным имуществом, бесперебойное и своевременное выполнение ОСК гособоронзаказа (ГОЗ) и гражданских заказов. При этом выведет корпорацию в прибыль, сохранит и разовьет производственные компетенции входящих в нее предприятий», – цитирует его пресс-служба.

Доверительное управление «не меняет форму собственности и обязательства по действующим контрактам» – как по ГОЗу, так и по гражданским проектам, отметила пресс-служба ОСК. «Судостроение находится в фазе роста, что требует обеспечения финансовой стабильности и инвестиций в модернизацию производственных мощностей ОСК», – добавили в пресс-службе корпорации.

В релизе ВТБ подчеркивалось, что корпоративные изменения «не должны повлиять на обязательства ОСК перед заказчиками, кооперацией и сотрудниками». При этом представитель ВТБ подчеркнул, что любые действия со стороны ВТБ будут возможны после того, как правительством будет согласован порядок и реализована процедура передачи принадлежащих государству акций ОСК в доверительное управление банку.

Близкий к Минпромторгу источник «Ведомостей» говорит, что ВТБ должен обеспечить выполнение двух основных задач. «Во-первых, санировать убыточные активы корпорации. Разумеется, никто не даст играть с оборонными верфями, но в части гражданского судостроения у них широкое поле для работы. Во-вторых, стать источником финансирования для оздоровления заводов ОСК. Возможно, не обойдется без финансовой поддержки бюджета – докапитализировать ВТБ проще, чем ОСК»,  – пояснил он.

Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Денис Кравченко («Единая Россия») считает, что передача акций ОСК вызвана необходимостью обеспечить «более гармоничное управление корпорацией в контексте роста судостроительного рынка». Он выразил уверенность в том, что ВТБ сможет привлечь в ОСК инвестиции и обеспечить такое управление.

Источник «Ведомостей», близкий к Минпромторгу, добавляет, что правительство с мая 2023 г. рассматривало возможность передачи акций ОСК. В качестве кандидатов рассматривались ВТБ и «Росатом». Но «Росатом», по словам собеседника, сейчас «погружен в проблемы развития Севморпути». Госкорпорации в целом хватает задач и без гражданского судостроения, резюмировал он. С другой стороны, у ВТБ уже есть опыт успешного оздоровления промышленных активов, объясняет собеседник выбор правительства. «Ведомости» направили запрос в «Росатом».

ВТБ участвовал в спасении в 2009 г. рыбинского НПО «Сатурн», оказавшегося на грани банкротства из-за задолженности по облигациям и кредитам. По поручению Путина (занимал тогда пост премьер-министра) ВТБ выделил 10 млрд руб. на рефинансирование долгов предприятия. Позже средства НПО выделяли и другие госбанки. «Сатурн» тогда был выкуплен «Оборонпромом» у частных собственников, впоследствии вошел в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в «Ростех»). В управление ВТБ предприятие тогда не передавалось. Но источник «Ведомостей» в авиастроительной отрасли утверждает, что менеджмент ВТБ во главе с зампредом правления банка Валерием Лукьяненко сыграл ключевую роль в санации «Сатурна».

После 2019 г. из-за очередного усиления антироссийских санкций и передачи кредитного портфеля российского ОПК в Промсвязьбанк банк ВТБ не занимался оборонной промышленностью. Но сейчас, когда сам ВТБ оказался под жесткими санкциями, риски из-за управления ОСК для него неактуальны, говорит собеседник «Ведомостей».

Другой источник, близкий к ОСК, напоминает о хронических финансовых проблемах судостроительного холдинга, которые усугубились после введения санкций в 2022 г. Из-за этого сдвинулись вправо сроки строительства значительной части гражданских заказов, что привело к их удорожанию. По его словам, в конце 2022 г. корпорации требовались инвестиции в размере 130–140 млрд руб. для финансового оздоровления и стабильной работы. Программа модернизации всех верфей ОСК, рассчитанная «Союзпроектверфью» в 2013 г., суммарно составляет «несколько сотен миллиардов рублей», говорит он.

Гендиректор ОСК Алексей Рахманов в июне говорил, что корпорация в 2022 г. получила около 20 млрд руб. чистого убытка при выручке 350 млрд руб. (официально компания за 2022 г. отчетность не публиковала). В 2018 г. чистая прибыль ОСК по МСФО составила 2,22 млрд руб., выручка – 336 млрд руб. В 2020 г. компания получила 12 млн руб. чистой прибыли при выручке 338,5 млрд руб. (данных за 2019 г. нет). В июне 2022 г. на ПМЭФ-2022 Рахманов говорил ТАСС, что выручка компании в 2021 г. составила 375 млрд руб., не уточняя данных по прибыли.

В феврале 2021 г. Рахманов оценивал портфель военных заказов ОСК до 2026 г. в 3 трлн руб. По итогам 2019 г., говорил он «Интерфаксу», доля гражданских заказов составляла 17% в выручке, или порядка 65 млрд руб. По итогам 2017 г. она находилась на уровне 15%, а общий портфель заказов составлял 1 трлн руб., сказал Рахманов в интервью «Ведомостям».

ОСК играет важную роль в реализации программы «квот под киль», запущенной правительством РФ в 2017 г. для обновления рыболовецкого флота. Рыбопромышленники выкупают на аукционах квоты на вылов с обязательством построить рыболовные суда на российской верфи или перерабатывающий завод. По итогам первого этапа с верфями заключены контракты на 64 рыбопромысловых судна и 41 краболов на 270 млрд руб. Бо́льшая часть заказов строится на верфях ОСК, почти все они сдаются с задержками и не укладываются в изначальные сметы.

По словам источника, близкого к Минпромторгу, ВТБ рассматривает возможность поставить во главе ОСК «одного из вице-президентов банка», его имя источник не назвал. В результате кадровых перестановок в ОСК, добавляет он, директор департамента судостроения Минпромторга Борис Кабаков также может занять должность заместителя гендиректора в корпорации.

В пресс-службе правительства от комментариев отказались.

Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков считает принятое решение «стратегически важным» для ВТБ. «Сделка может способствовать стабилизации финансового состояния ОСК, что в долгосрочной перспективе может привести к укреплению и росту капитализации самого банка», – полагает эксперт. По его мнению, в ситуации санкционного давления на Россию категории профильности актива «отходят на второй план». Исходя из выручки и активов, он оценивает капитализацию ОСК в 400–700 млрд руб. «Дать точную оценку компании сейчас невозможно. Она может кратно вырасти при росте заказов, дальнейшей консолидации активов и финансировании капзатрат», – говорит аналитик.

Инвестстратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов напомнил, что ВТБ давно скупает активы из разных отраслей, как было, например, с ритейлером «Магнит». Он предупреждает, что приобретение непрофильных активов может негативно отразиться на управленческой эффективности, так как отвлекает ресурсы от основного бизнеса.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Это была хорошая неделя - за пять рабочих дней хотелось уволиться только три раза.