Власти сформировали пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн рублей.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Власти сформировали пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн рублей.

Власти сформировали пул проектов по импортозамещению на 5,2 трлн рублей.

Для их реализации государство предоставит бизнесу льготные кредиты и гарантии.

Правительство сформировало пул из 162 проектов по критическим направлениям импортозамещения общей стоимостью 5,2 трлн руб. до 2030 г. Об этом «Ведомостям» сообщил первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков.

По его словам, из общей суммы планируемых инвестиций 2,3 трлн руб. будет предоставлено в виде льготных кредитов, остальные 2,9 трлн руб. – это средства инвесторов. В федеральном бюджете на 2023  г. зарезервировано 5 млрд руб. на субсидирование ставки для проектов импортозамещения, а также госгарантии, добавил замминистра. Этой суммы должно быть достаточно в первый год, когда банки заключают кредитные соглашения с инвесторами и открывают кредитные линии с учетом лимита, считает Осьмаков. В целом до 2030 г. от государства потребуется 123,6 млрд руб. на субсидирование ставки.

Выросли из инициатив

Это новый подход к импортозамещению, который базируется на принципе офсетных контрактов – долгосрочных договоров со встречными инвестиционными обязательствами, он охватывает цепочку от производителя до потребителя, пояснил он.

«Проекты выросли из стратегических инициатив, которые разрабатывались на сессиях с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Дальше Минпромторг совместно с Минфином, ВЭБом и банковским сектором будут детализировать их для запуска инвестиционного конвейера по приоритетным отраслям, среди которых – химия, автопром, транспортное машиностроение», – отметил Осьмаков. По его словам, эти проекты находятся на грани окупаемости и рентабельности, поэтому требуют комплексного подхода и государственной поддержки.

«Если говорить о конкретных отраслях, то предварительно приоритеты распределились следующим образом: самый крупный блок – это химическая промышленность, в которой планируется реализовать 54 проекта. В том числе нефтегазохимия – сфера, которая сильно зависит от импортных технологий. Задача – научиться делать наиболее капиталоемкие химические реакции для синтеза молекул», – добавил Осьмаков. Второй по размеру блок – черная металлургия (27 проектов), далее – лесопромышленный комплекс (18 проектов), железнодорожное машиностроение (16 проектов), фармацевтическая промышленность (12 проектов), автопром (8 проектов). Кроме того, планируется реализовать 6 инициатив по импортозамещению в сельскохозяйственном машиностроении, по 5 в цветной металлургии и строительно-дорожном машиностроении, 3 в судостроении, еще 3 в станкоинструментальной промышленности и тяжелом машиностроении, 2 проекта в авиапромышленности, еще 3 в других отраслях.

Минпромторг совместно с Минфином запускает новую инвестиционную платформу, одним из ключевых механизмов которой станет субсидирование процентной ставки, отметил Осьмаков на заседании комитета Госдумы по промышленности и торговле 7 октября. По его словам, кредиты будут предоставляться на 10–15 лет под гарантии госкорпорации ВЭБ.РФ. Уровень субсидирования еще обсуждается, добавил он.

«Ведомости» отправили запрос в Минпромторг, Минфин, Минэк и ВЭБ.

Ранее «Ведомости» писали, что после проведения серии стратегических сессий правительство определило 12 системных решений для адаптации экономики к новым условиям в ускоренном порядке. По направлению «Импортозамещение и локализация» предполагается запуск около 400 быстрых инициатив под конкретные отраслевые запросы, а также мегапроекты с длинным инвестиционным циклом в таких областях, как самолето- и судостроение, оборудование для энергетики и СПГ, фармпроизводство, телеком. К 2030 г. ожидается повышение уровня локализации воздушных судов с нынешних 50 до 90%, продукции энергетического машиностроения – с 60 до 85%, доли российского оборудования при реализации СПГ-проектов – до 80%, а отечественной электронной аппаратуры в общем объеме потребления такой продукции – до 70%.

Поддерживать импортозамещение правительство планирует по нескольким трекам. Это в том числе системная поддержка промышленных кластеров, которым президент России Владимир Путин обещал на ПМЭФ-2022 налоговые льготы и льготные кредиты при реализации проектов импортозамещения технологически сложной продукции. В конце августа Минпромторг детализировал льготы для кластеров. Среди них – обнуление налога на прибыль, снижение ставки страховых взносов до 7,6% и льготные кредиты. Кроме этого ведомство хочет гарантировать закупку произведенной продукции с помощью механизма специнвестконтрактов (в нынешней редакции режим предполагает, с одной стороны, заморозку фискальных условий для инвестора, с другой – возможность получить статус единственного поставщика на госзакупках).

Гигантская сумма

Стратегические инициативы в части промышленности опирались на долгосрочные отраслевые стратегии, а также предложения и видение компаний – лидеров соответствующих направлений, отмечает советник президента ЦСР Евгений Тоневицкий. Таким образом, фактически каждый из этих проектов уже имеет план-график реализации и, что может быть важнее, понятный спрос, считает эксперт.

«5 трлн руб. инвестиций – гигантская сумма, около 4% ВВП. А импорт в последнее время составлял в среднем 20% ВВП, значит, у правительства есть планы заместить четверть импорта. Это очень амбициозные планы», – отмечает главный экономист «Ренессанс капитала» по России и СНГ Софья Донец. По ее словам, у импортозамещения есть два рецепта – это свободный импорт технологий и относительно слабая валюта, без этих составляющих реализовать такие цели сложно.

Субсидирование ставки само по себе – это понятный и эффективный инструмент поддержки, а государственные гарантии помогают снизить риск-премию, за счет этого ставка оказывается ниже рынка, отмечает Донец. Условия улучшаются просто за счет факта участия государства. При финансировании государством 1 млрд руб. можно сделать 100 млрд руб. кредита, подчеркивает экономист: «Это очень хороший мультипликатор, поэтому эту меру государство очень активно использует в последнее время. Это относительно дешевый инструмент для бюджета».

По словам Тоневицкого, нет ничего удивительного в том, что государство предоставляет только льготные условия для бизнеса, а не финансирует проекты напрямую из бюджета. Можно исходить из базовой предпосылки, что бизнес, работающий на земле, всегда лучше знает, что будет востребовано в ближайшем будущем, и поэтому готов туда инвестировать, отмечает он. «Рыночные проекты, в которые бизнес заходить опасается, тем более не следует поддерживать из бюджетных денег», – добавляет Тоневицкий.

Есть индустрии, у которых очень длинный горизонт планирования, и там в большинстве случаев используется защита или участие государства, отмечает Донец, это такие секторы, как автопром и авиапром, где реализация и вывод новых моделей занимают годы. При этом есть отрасли, где непонятно, как это будет работать, – например, сырьевые секторы, которые работают на экспорт. В этом случае внутренний рынок не может полностью заместить объемы, которые должны пойти на внешние рынки, добавляет она.

Анекдот от профсоюза

- Мам, купи собачку!

- Нет!

- Ну пожалуйста, купи!

- Я же сказала, нет! Продай ее кому-нибудь другому!