В Астраханской области формируется международный центр оффшорного судостроения на Каспии.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

В Астраханской области формируется международный центр оффшорного судостроения на Каспии.

В Астраханской области формируется международный центр оффшорного судостроения на Каспии.

Приводим сокращенную версию интервью министра  промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области С. Кржановского, полную версию читайте: http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=529435

            С началом активного освоения каспийских месторождений судостроительные предприятия Астраханской области получили заказы крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний и морских операторов по строительству нефтяных платформ и судов. В числе заказчиков - ЛУКОЙЛ, Dragon Oil, OMS Shipping. Только в прошлом году объем инвестиций в судостроение вырос в 1,8 раза. В свою очередь, региональные власти создают максимально комфортные условия для бизнеса, помогают компаниям, задействованным нефтяными холдингами, в поиске новых рынков сбыта и подрядов за пределами области. О том, какие проекты реализуются и какие предстоит начать, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Сергей Кржановский.

            - Сергей Николаевич,  какой объем инвестиций в промышленном и судостроительном комплексе планируется по итогам 2014 года?
            - Основным драйвером развития судостроительной отрасли является топливно-энергетический комплекс. Благодаря крупным заказам нефтяных компаний сегодня в Астраханской области формируется международный центр оффшорного судостроения, ориентированный не только на проекты в российском секторе Каспия, но и проекты по добыче и транспортировке углеводородного сырья на всем севере и северо-востоке Каспийского моря.
            Основные судостроительные предприятия региона с началом освоения каспийских месторождений укрепили свои компетенции. Астраханские корабелы выполняют заказы для крупнейших российских и зарубежных нефтегазовых компаний, морских операторов, строят нефтяные платформы по заказу Dragon Oil, буксиры для казахстанских партнеров - OMS Shipping. Продолжается выполнение заказов по строительству объектов для месторождений ЛУКОЙЛа. В результате активной реализации компанией проектов в рамках разработки месторождения имени Филановского объем производства в судостроении региона вырос в прошлом году на 44,2%.
            В конце мая 2013 года судостроительный завод "Лотос" завершил строительство опорных оснований ледостойкой стационарной платформы - ЛСП-1. В июле с головной площадки группы "Каспийская энергия" - Астраханского судостроительного производственного объединения (АСПО) вышла самоподъемная плавучая буровая установка "Нептун", построенная по заказу БКЕ-Шельф.
            В процессе испытаний корпус буровой установки массой около 10 тыс. тонн подняли на высоту 195 метров. На судостроительных верфях астраханского региона подъем металлической конструкции на такой уровень высоты был произведен впервые. В настоящее время АСПО достраивает вторую такую же разведочную буровую - "Меркурий".
            Судозавод "Красные Баррикады" в конце июля прошлого года спустил на воду опорные основания платформы жилого модуля и райзерного блока, а в октябре - опорные основания центральной технологической платформы. Все объекты были установлены в море. В конце июля этого года завод сдал верхнее строение платформы жилого модуля, которое успешно доставлено к месту установки. До конца 2014 года все платформы будут установлены на месторождении Филановского.
            Кроме того, в этом году астраханские корабелы приступили к строительству объектов второй очереди месторождения Филановского. Так, завод "Галактика" выиграл у генерального подрядчика ЛУКОЙЛа - ОАО "Глобалстрой-Инжиниринг" - тендер на строительство опорного основания ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-2). Это большой успех для предприятия, которое за эти годы активно модернизировалось, так как раньше основной объем его деятельности составлял судоремонт.
            Исходя из текущих проектов и планов нефтяной компании по освоению шельфа Каспия, можно говорить, что астраханский судостроительный комплекс будет обеспечен заказами ЛУКОЙЛа до 2030 года.
            На территории Астраханской области активно ведется и судоремонт. В настоящее время на Астраханском судоремонтном заводе - филиале одного из крупнейших судостроительных предприятий России ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" -продолжается строительство серии буксиров по заказу министерства обороны РФ.
            Волго-Каспийский судостроительный завод и ООО "Галактика" ведут ремонт судов, в том числе по заказу зарубежных судовладельцев. Хороший пример - Ахтубинский судостроительный завод, который впервые за свою историю построил нефтеналивной танкер по заказу компании "Вега". Завод не только выполнил заказ стоимостью более 0,5 млрд. рублей, но и освоил новые технологии.
            Как итог всех контрактов, о которых я говорю, объемы промышленного производства выросли на 30%, и Астраханская область по основным показателям заняла второе место в ЮФО. Этот результат был достигнут, в частности, за счет судостроительной отрасли.
            - Сергей Николаевич, не так давно правительство России внесло изменения в положение о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации. Изменения коснулись судов, плавающих под флагом стран Каспийского бассейна. Как изменения коснутся работы астраханских судоремонтных заводов?
            - Астраханская область начала поднимать этот вопрос с 2009 года. Решили его вместе с Минтрансом России таким образом: предприятия, выполняющие ремонт судов, ходящих под флагом прикаспийских стран, мы включили в границы морского порта. Что и было внесено приказом Минтранса. Теперь суда смогут подходить к причальной стенке судозавода без снятия флага. И это была инициатива наших предприятий.
            - Как оцениваете судостроительной потенциал отрасли?
            - Перспективы отрасли расширяются. Это развитие оффшорного судостроения, создание и развитие особой экономической зоны промышленного типа. В ОЭЗ рассчитываем привлечь крупнейшие мировые и российские компании. Ведем переговоры с ОСК, Siemens AG, Rolls-Royce, Hitachi и Mitsubishi, Liebherr и ThyssenKrupp, АВВ Marine, Damen Group и Rosetti Marin.
            - В какую сумму оценивается создание инфраструктуры зоны?
            - Почти 16 млрд рублей. Плюс средства резидентов, которые должны пойти на создание производства. Якорным резидентом станет ССЗ "Лотос ", особая зона создается как раз на территории, прилегающей к данному заводу. Для участников предусмотрены льготы и преференции - это отмена таможенных пошлин, уменьшение основных видов налогов, возможности применения механизмов по оптимизации расходов - ускоренной амортизации. Все это позволит снизить издержки производства и значительно повысит конкурентоспособность предприятий-резидентов особой экономической зоны "Астрахань".
            Для заказчиков это также выгодно, так как большая часть добавленной стоимости в судостроении создается на этапе оснащения судна технологическим оборудованием. И особенно это актуально для строительства платформ, предназначенных для шельфовых проектов. Сегодня отечественные компании строят основания платформы, стоимость которой составляет примерно треть всего объекта. До 80% технологического оборудования платформ закупается за рубежом.
            Мы же говорим о локализации производства оборудования для платформ, судов обеспечения, разведывательных судов. Об этом идет речь с самого начала подготовки проекта ОЭЗ. Не о производстве запчастей, нет. Мы предлагаем разместить производство электроники, энергетических установок, винто-рулевых колонок, оффшорных кранов и многое другое. Фактически следуем основным политическим трендам. Хотя изначально исходили из прогноза развития нефтегазовой отрасли в российском секторе Каспия и на Северо-Востоке Каспия.
            - Поступали ли отказы от компаний, заявивших ранее о намерении войти в ОЭЗ, в связи с международными санкциями?
            - Отказов не поступало. Мы провели встречу с компанией Liebherr. У нее есть завод в Нижнем Новгороде, который строит технику наземного базирования. Конечно, у нас в портах и на судостроительных заводах востребованы тяжелые гусеничные краны. Но техника активно используется на оффшорных объектах на углеводородных месторождениях Каспия. Так, оффшорный кран установлен на центральной технологической платформе на месторождении Филановского. Подразделение Liebherr, которое отвечает за производство и реализацию оффшорной техники, заинтересовано в размещении производства на территории Астраханской области. 18 августа сюда приедут представители компании. Они посетят предлагаемую площадку, ознакомятся с перспективами загрузки и реализации продукции, словом, оценят рынок сбыта. Для более детального обсуждения проекта необходимо будет подготовить встречу губернатора Александра Жилкина и руководителя компании Вилли Либхерра. Компания не отказывается от того, что она заинтересована во вхождении в зону. Отмечу, ни одного политически мотивированного отказа от вхождения в ОЭЗ не поступало.

 

Анекдот от профсоюза

- Мам, купи собачку!

- Нет!

- Ну пожалуйста, купи!

- Я же сказала, нет! Продай ее кому-нибудь другому!