ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Российские суда перейдут в автономный режим
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Российские суда перейдут в автономный режим

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Российские суда перейдут в автономный режим

Контролируемый АФК «Система» разработчик беспилотных систем подписал первые соглашения на установку систем автономного судовождения

Ведомости от 08.12.20

Судоходная компания «Морспецсервис» 7 декабря подписала соглашение с «Кронштадт технологиями» об оснащении 10 грузопассажирских судов системами автономного судовождения. Еще одно соглашение – между «Кронштадт технологиями» и SeaEnergy (входит в ГК «МТ-групп») об оснащении автономными системами 10 сухогрузов – планируется подписать 8 декабря. Об этом рассказал генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Александр Пинский и подтвердили представители компаний.

На данный момент компании заключают соглашения о намерениях, отмечает Пинский, эти соглашения могут приобрести формат контрактов после вступления в силу постановления правительства, легализующего автономное судовождение в РФ. Проект этого документа сейчас рассматривается кабмином.

Соглашения определяют проекты и наименования судов, график их оснащения, расположение береговых центров мониторинга и управление автономными судами. Таким образом, «Морспецсервис» и SeaEnergy стали первыми в России компаниями, заявившими о создании коммерческого флота автономных судов. 

Автономными станут специализированные стальные суда-катамараны проекта «Сахалин» – они предназначены для грузопассажирских перевозок в условиях Дальнего Востока, в частности Сахалина и Курильских островов, рассказал «Ведомостям» учредитель компании «Морспецсервис» Андрей Пангин. По его словам, головное судно данного проекта, «МСС Пионер», – это самая современная разработка в области многокорпусного пассажирского судостроения. Судно может перевозить до 34 пассажиров в комфортабельных двух- и четырехместных каютах, а также до 30 т грузов и офшорных контейнеров на внешней палубе.

В соответствии с подписанным соглашением (с копией документа ознакомились «Ведомости») головные суда серии – «МСС Пионер» и «МСС Авангард» – должны быть оснащены в срок до 30 августа 2021 г. «Морспецсервис» и «Кронштадт технологии» также должны будут согласовать оснащение судов системами автономного управления в классификационном обществе RINA (уполномочено правительством РФ на классификацию и конвенционное освидетельствование судов, плавающих под флагом РФ и подлежащих государственной регистрации в Российском международном реестре судов).

Генеральный директор «Кронштадт технологий» Андрей Родионов сообщил «Ведомостям», что ориентировочная стоимость установки системы и годового сопровождения достигает отметки в 40 млн руб. для одного судна. Однако от судна к судну стоимость будет варьироваться, подчеркивает Родионов. По его словам, для существующего флота основной момент по экономии – это сокращение количества членов экипажа и снижение их квалификации: «Мы позволяем на судах с большой численностью экипажа сокращать вахтенные смены, количество человек и количество самих смен. Например, для крупных судовладельцев это существенные затраты: помимо средств на заработную плату деньги идут на обеспечение жизнедеятельности (каюта, питание, вода, страхование). Экономический эффект рассчитывается из этих цифр».

Учредитель и гендиректор «МТ-групп» Абдул Мехтиев рассказал «Ведомостям», что из участвующих в проекте судов первое судно уже построено, второе будет готово весной, остальные находятся в стадии начала работ – их постройку планируется закончить в ближайшие несколько лет. Головное судно среди них – «Камилла».

Ожидается, что постановление правительства и связанные с ним нормативные документы будут утверждены и вступят в силу не позднее февраля 2021 г., отметили в пресс-службе НТИ. Тогда же должна завершиться отработка технических средств в условиях реальной эксплуатации на борту нескольких судов «Совкомфлота», «Росморпорта» и «Пола групп» в рамках проекта БЭС-КФ (безэкипажное управление судами коммерческого флота).

В пресс-службе НТИ добавили, что в соответствии с положениями постановления суда, оснащенные системами автономного управления, должны будут пройти освидетельствование Российским морским регистром судоходства или иным признанным классификационным обществом. Российский морской регистр судоходства в августе уже опубликовал положения по классификации морских автономных судов, напомнили в НТИ.

 

Анекдот от профсоюза

Дожить до пенсии - мечта. Прожить на пенсию - искусство!