ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Сдача исследовательских судов для Росрыболовства сдвигается минимум на четыре года
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Сдача исследовательских судов для Росрыболовства сдвигается минимум на четыре года

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Сдача исследовательских судов для Росрыболовства сдвигается минимум на четыре года

Из-за санкций и необходимости перепроектирования они подорожали более чем вдвое

Ведомости от 14.07.23

Росрыболовство предложило подведомственному Всероссийскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) перенести сроки приемки двух научно-исследовательских судов (НИС) с 2022 на 2026 г. Об этом говорится в материалах Росрыболовства к заседанию комиссии правительства по развитию рыбохозяйственного комплекса, с которыми ознакомились «Ведомости». Заседание комиссии прошло 4 июля. 

Согласно документу, ВНИРО заказал два исследовательских судна проекта 17050 общей стоимостью 5,9 млрд руб. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (Невский ССЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию; ОСК). Контракт был заключен 18 декабря 2020 г., постановлением правительства № 1581 заказчику из бюджета выделена субсидия на НИС в размере 5,9 млрд руб. Заказанные суда ВНИРО должен был получить в конце 2022 г. НИС нужны для исследования ареалов обитания рыбы и формирования прогнозов по вылову.

Теперь строительство этих двух НИС оценивается в 13,7 млрд руб. и дополнительные средства (7,8 млрд руб.) в бюджете на это не предусмотрены, следует из материалов Росрыболовства. В этих условиях ВНИРО предложено внести изменения в контракт и перенести сроки сдачи судов на 2026 г.

По словам представителя Минпромторга, оба исследовательских судна заложены в 2021 г. «По информации ОСК, предполагаемый срок завершения строительства – конец 2026 г. при условии начала финансирования до конца лета текущего года», – отметил собеседник. 

Источник «Ведомостей», близкий к Невскому ССЗ, утверждает, что строительство НИС зависло на начальной стадии. «Заказчик вносил изменения в проект, его приходилось перерабатывать. После введения санкций пришлось закладывать в него новое оборудование. В результате суда выросли на несколько метров в длину и ширину. Чтобы сохранить требуемую скорость, потребуются более мощные двигатели», – объясняет собеседник.

С учетом отсутствия финансирования верфь не успеет сдать заказанные суда к 2026 г., полагает источник. По его оценке, верфи потребуется 4–5 лет на постройку судов после получения дополнительных средств. «Успеть к 2026 г. можно, только если подключить к строительству одну из турецких верфей: начать строительство там, а завершить в Шлиссельбурге (там расположен Невский ССЗ. – «Ведомости»)», – рассуждает он.

После введения санкций и отказа западных производителей поставлять общесудовое и научное оборудование для судов новый проект НИС с российскими приборами и элементами разработан и согласован вместе с РКБ «Петробалт» и «ОСК-движением» (проектно-конструкторская структура ОСК. – «Ведомости»), говорит представитель Росрыболовства. По его словам, был разработан перечень судового комплектующего оборудования, 73 позиции из которого будут внедрять в рамках проектов. 

Представитель Минпромторга подчеркнул, что перепроектирование судов в полном объеме не завершено, по отдельным позициям продолжается поиск поставщиков комплектующего оборудования.

Правительство готовит постановление, в котором будут прописаны новые сроки и сумма строительства НИС, говорит источник «Ведомостей», знакомый с обсуждением данного вопроса. В ОСК от комментариев отказались. «Ведомости» направили вопросы в Минсельхоз и правительство РФ.

В мае Минсельхоз уже отказался от строительства трех других НИС проекта 23460 общей стоимостью 70 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 31 мая). В материалах Росрыболовства говорится, что на начало строительства первого судна этой серии в 2022 г. было выделено 900 млн руб. Эти средства были перераспределены на решение «актуальных задач Росрыболовства и Минсельхоза, в том числе на проведение пяти важнейших экспедиционных ресурсных исследований», следует из материалов.

Партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин говорит, что бюджетные субсидии, как правило, выделяются на конкретный временной период. Если они не расходуются в целях проекта, этот вопрос либо поднимается на уровне ведомств, либо средства возвращаются в бюджет. «Полагаю, в силу кратного удорожания судов субсидия с высокой долей вероятности должна быть возвращена в бюджет», – добавил он.

С учетом ослабления курса рубля и необходимости замены судового комплектующего оборудования из недружественных стран новая цена строительства может быть не окончательной, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он считает, что принимать решение об объеме инвестиций необходимо уже по итогам перепроектирования, а для удешевления серии количество судов в перспективе должно быть увеличено. Строительство НИС для обеспечения национальной безопасности должно быть максимально локализовано на территории России, считает Бурмистров.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Математики признали, что следующей по сложности после теоремы Ферма стоит формула начисления пенсий.