Рассказываю, как в России принимаются законы: алгоритм от инициативы до закона, влияющий на жизнь россиян.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Рассказываю, как в России принимаются законы: алгоритм от инициативы до закона, влияющий на жизнь россиян.

Рассказываю, как в России принимаются законы: алгоритм от инициативы до закона, влияющий на жизнь россиян.

В данной статье я бы хотел немного просветить своих читателей и рассказать о том, как в России принимаются законы. То есть от начала и до конца коротко разобрать все стадии, когда инициатива становится законом. Это позволит вам более подробно разбираться в том, как функционирует законодательная ветвь власти.

Кто может стать инициатором закона

Стать автором законопроекта (инициативы) могут следующие лица: Президент; Совет Федерации РФ или его члены (сенаторы); депутаты Госдумы; Правительство РФ; законодательные органы субъектов РФ; Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ.

Этап 1. Законопроект. Рождение

Законопроект вместе с пояснительной запиской (объясняющая коротко, зачем закон вообще нужен) направляется в Государственную думу РФ. Ему присваивается регистрационный номер. После этого Председатель Госдумы направляет эти документы в профильный комитет, который проверяет документы на соответствие Конституции РФ и регламента Государственной думы.


Если документы прошли проверку, то тогда они направляются в Совет Государственной думы. Если Совет найдёт ошибки – вернёт документы для исправления. Если всё в порядке, то Совет назначает ответственных за данный законопроект и включает его в примерную программу работы Государственной думы. На этом этапе привлекаются эксперты и иные лица, которые помогут данный закон отшлифовать.

Этап 2. Законопроект. Первое чтение

В первом чтении в Госдуме законопроект подвергается обсуждению: зачем закон такой вообще нужен, какова его актуальность. Выступает тот, кто этот законопроект предложил.

Если при голосовании набирается нужное число голосов, то законопроект отправляется дальше, если нет, то законопроект "умирает". Или законопроект могут направить на доработку.

Этап 3. Законопроект. Второе чтение

После этого законопроект проходит детальный разбор с применением таблиц поправок. На этом этапе законопроект приобретает свой окончательный вид после всех исправлений.

Этап 4. Законопроект. Третье чтение

В третьем чтении этот законопроект уже могут обсуждать с трибуны представители фракций Госдумы. Далее – голосование. Если законопроект проходит по кворуму голосования, то его в течение 5 дней передают на рассмотрение в Совет Федерации.

Этап 5. Рассмотрение в Совете Федерации (но не всегда)

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (верхняя палата парламента) подлежат следующие законопроекты: федеральные конституционные законы; законы о поправках в Конституцию; финансовые законы; законы по вопросам войны и мира; законы о ратификации (принятие договора) и денонсации (отказ от договора) международных договоров РФ.


Иные законы Совет Федерации может не рассматривать и не обсуждать, что означает, что Совет Федерации согласен с принятием закона.


Этап 6. Подпись Президента РФ

Предпоследний этап – закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту РФ, а последний обязан в течение 14 дней его подписать. При этом Президент может отклонить его, и тогда закон возвращается обратно на рассмотрение в Госдуму.

Этап 7. Публикация и вступление в силу

Принятые законы подлежат опубликованию в течение 7 дней с момента подписания, а сам закон вступает в законную силу через 10 дней после официального опубликования, если не предусмотрено иное.

Юрист Эдуард Чубуров специально для членов и партнеров Промышленного профсоюза.

Анекдот от профсоюза

Дожить до пенсии - мечта. Прожить на пенсию - искусство!