ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК скоро начнет оснащать грузовые суда российскими винторулевыми колонками
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК скоро начнет оснащать грузовые суда российскими винторулевыми колонками

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК скоро начнет оснащать грузовые суда российскими винторулевыми колонками

Но пока потребности верфей превышают мощности производства этих агрегатов

Ведомости от 08.08.23

Центр продуктовой специализации «ОСК-Движение» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК) может поставить первые серийные винторулевые колонки (ВРК) российского производства заводу «Красное Сормово» в конце 2023 г., рассказал источник «Ведомостей», близкий к одной из российских речных верфей. Предприятию будет передано всего два комплекта колонок, или четыре штуки, уточнил он.

Как передал «Ведомостям» через представителя замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, «Красное Сормово» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в июне 2023 г. подписали контракт на 34 судна класса река – море, сдача первых судов планируется в конце 2024 г. Поставка отечественных ВРК (ДРК-1200М) на эти суда планируется начиная с 11-го судна (сдача – январь 2025 г.), уточнил он.

Технологический цикл производства ВРК – 12 месяцев, серийное производство должно быть начато уже в конце 2023 г., говорит замминистра. Он также пояснил, что на ВРК имеются рабочая конструкторская документация и сертификат Российского морского регистра судоходства. Все изделия будут проходить обязательные натурные испытания на одном из отечественных предприятий, уверяет Евтухов.

Винторулевая колонка по сути представляет из себя разновидность движителя судна. Это гребной винт, закрепленный на колонке, которая может поворачиваться на 360 градусов, что обеспечивает повышенную маневренность судна. Комплект из двух ВРК предназначается для одного судна.

ГТЛК заказала рекордную для российского судостроения серию из 34 сухогрузов проекта RSD59 на «Красном Сормове» на ПМЭФ-2023 в июне. Часть заказа профинансирована из средств ФНБ. Предыдущая серия в 11 сухогрузов за 12,87 млрд руб. была заказана ГТЛК в 2021 г., их сдача была запланирована на 2022 г., но перенесена на 2023 г., в том числе из-за проблем с поставками оборудования, говорит источник, знакомый с ходом их строительства. Представитель ГТЛК отказался от комментариев.

По словам источника «Ведомостей», ВРК «ОСК-Движения» будут ставить именно на сухогрузы проекта RSD59. ВРК разрабатывает НПО «Винт» – филиал «Звездочки», которая тоже входит в ОСК.

Евтухов подтвердил, что поставщиком ВРК будет «ОСК-Движение». Производители ВРК – промышленная кооперация ряда отечественных заводов, в том числе НПО «Винт», ГП «Конар», Пролетарский завод, добавил он.

Первый тестовый комплект российских ВРК из двух агрегатов был поставлен на строящийся на Невском судостроительно-судоремонтном заводе (Невский ССЗ) сухогруз RSD59 еще в октябре 2022 г.

Опытный образец ВРК, поставленный на Невский ССЗ, находится на завершающей стадии пуско-наладочных работ, говорит представитель ОСК. «Информация по данным работам и испытаниям будет доступна после их завершения», – добавил он. По словам собеседника, ОСК с 2025 г. начнет выпускать и поставлять не менее 18 ВРК в год. О том, что мощности производственной кооперации позволят производить порядка 18 ВРК в год, говорит и Евтухов.

Источник, близкий к Невскому ССЗ, утверждает, что в 2024 г. ОСК поставит еще около четырех ВРК на российские верфи. Но только «Красному Сормову», которое к концу 2024 г. должно сдать ГТЛК 10 сухогрузов RSD59, требуется 20 ВРК. А помимо него колонки нужны Невскому ССЗ, Выборгскому судостроительному заводу, астраханскому «Лотосу» и Окской судоверфи, перечисляет собеседник. Всего это около 30 агрегатов в год, подсчитал он.

Источник, близкий к одной из верфей Северо-Запада, подтверждает, что у ОСК есть проблемы с освоением производства колонок. «ВРК – это система зубчатых передач, которую приводит в движение электродвигатель. А в России почти нет станков и оборудования, чтобы делать зубчатые передачи. До санкций их поставляли из Германии и других европейских стран», – объясняет он.

Ранее такое оборудование поставляли немецкая Shotten и шведско-швейцарская ABB, говорит еще один источник «Ведомостей» на одной из верфей.

Источник «Ведомостей», близкий к «Красному Сормову», утверждает, что в начале 2023 г. ОСК обещала поставить ВРК на «Красное Сормово» по 100–120 млн руб. за комплект. Цену ВРК представитель ОСК не комментирует.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что высокая цена ВРК российского производства – временное явление, связанное с отсутствием серийности производства. В будущем локализация ключевых комплектующих, в том числе ВРК, позволит оптимизировать себестоимость строительства судов и расходы на сервисное обслуживание оборудования, говорит эксперт.

Старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Андрей Фролов допускает, что при высокой серийности производства колонок российскими заводами цена для верфей может снизиться. Гарантированный заказ на большую серию ВРК поможет НПО «Винт» расширить производство, что в перспективе позволит освоить выпуск всей линейки размеров агрегата, добавил эксперт.

Помимо ОСК, такие агрегаты в России разрабатывает «Русэлпром», говорят два собеседника «Ведомостей». Аналогичным проектом, по их словам, занимается и бывший гендиректор «Атомфлота» Мустафа Кашка. Название компании источники не раскрыли. «Ведомости» направили запросы в «Русэлпром».

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

- Ваш банк просто обязан выдать мне льготный кредит!

— Это почему?
- Я не возвратил деньги семи банкам, а они ваши конкуренты!