ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК отказалась от покупки крупной индийской верфи
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК отказалась от покупки крупной индийской верфи

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК отказалась от покупки крупной индийской верфи

Без госзаказов Индии эта сделка нецелесообразна, поясняют эксперты

Ведомости от 24.08.21

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) отказалась от борьбы за обанкротившуюся частную верфь Reliance Naval and Engineering Ltd (RNEL) в порту Пипавав в Индии, сообщил журналистам глава ОСК Алексей Рахманов. Российская компания вышла из конкурса по продаже актива на его финальной стадии.

Созданная в 1997 г. RNEL – один из крупнейших в Индии судостроительных заводов общей площадью более 195 000 кв. м, с сухим доком 662 х 65 м. На верфи также установлено два крана «Голиаф» общей грузоподъемностью 1200 т. Таких крупных судостроительных верфей в России нет.

Кроме того, RNEL – первая частная верфь в Индии, получившая разрешение на строительство военных кораблей и других судов для индийских ВМС. Но сроки контракта на постройку пяти патрульных кораблей проекта 21 NOPV были сорваны, за что владельцы по инициативе индийских ВМС лишились в общей сложности $32 млн в виде штрафов и удержания банковских гарантий. Задолженность компании в 2019 г. оценивалась в $1,6 млрд. Ранее RNEL входила в Reliance Group индийского олигарха Анила Амбани.

В январе 2020 г. группа кредиторов во главе с Банком Индии подала на RNEL в суд для взыскания задолженности в 11,6 млрд рупий ($156 млн) и добилась признания несостоятельности верфи по задолженности и выставления ее на продажу. В настоящее время весь долг RNEL передан индийской Национальной компании по реструктуризации активов (NARCL). RNEL была выставлена на продажу в конце мая 2020 г. из-за несостоятельности, объем непокрытых обязательств составляет $0,6 млрд.

По словам Рахманова, корпорация отказалась от покупки верфи, поскольку этот актив требовал детального технического аудита, который ОСК не смогла провести на фоне «катастрофической истории с коронавирусом в Индии». Топ-менеджер подчеркнул, что у ОСК есть альтернативные варианты зарубежных судостроительных активов, которые сегодня прорабатываются (какие именно, он не уточнил).

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Михаила Барабанова, ранее ОСК считалась одним из наиболее вероятных претендентов на приобретение индийской судоверфи. Теперь основной кандидат на покупку – консорциум компании GMS из ОАЭ и турецкой верфи Besiktas Shipyard. Заявки на конкурс также подали две компании – APM Terminals (подразделение контейнерных терминалов датской AP Moller Maersk Group) и индийская Naveen Jindal Group.

ОСК сотрудничала с RNEL с 2000-х гг. В частности, верфь активно взаимодействовала с входящим в корпорацию Северным ПКБ по линии разработки патрульных кораблей для ВМС Индии и техническому обслуживанию фрегатов. Кроме того, в 2015 г. верфь подписала с Центром судоремонта «Звездочка» (также входит в ОСК) соглашение о создании совместного предприятия по ремонту и модернизации дизель-электрических подводных лодок.

По словам Рахманова, перед ОСК стоит задача оптимизировать присутствие в Индии. «Нам нужно выполнять задачи, которые ставит индийское правительство в формате Make in India (госпрограмма Индии для иностранных инвесторов. – «Ведомости»)», – сказал он.

Источник «Ведомостей», близкий к «Рособоронэкспорту», поясняет, что основные проекты в сфере кораблестроения между РФ и Индией – это контракт на постройку четырех фрегатов проекта 11356 в России и еще двух по лицензии в Индии. Есть также контракты в области военно-морских вооружений, добавляет он.

ОСК интересовалась покупкой RNEL, чтобы получить контракт на строительство неатомных подводных лодок для индийских ВМС стоимостью $6 млрд, говорит аналитик «Финама» Наталья Пырьева. Но индийское правительство в итоге выбрало в качестве подрядчиков местные государственные верфи, добавляет она. Барабанов из Центра АСТ считает, что для ОСК без этого заказа не имело смысла покупать верфь.

По мнению гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, приобретение иностранных активов в любом случае не выглядело хорошей идеей в условиях, когда фокус инвестиционных ресурсов ОСК должен быть направлен на обновление российских предприятий, по которым уже согласованы масштабные инвестиционные программы. Как сообщил в конце мая 2021 г. в интервью «Ведомостям» Рахманов, суммарная инвестпрограмма модернизации основных технологических мощностей верфей составляет порядка 170 млрд руб.

Сегодня ОСК не имеет активов за рубежом. Ранее корпорация владела финской верфью Helsinki Shipyard Oy. Но в 2019 г. продала ее из-за сложностей привлечения зарубежного финансирования, после того как российскую корпорацию включили в санкционный список США. Санкции серьезно влияют на развитие отечественного судостроения.

По словам Рахманова, в последние годы участились случаи отказа в поставке и обслуживании импортных комплектующих и другого оборудования. В частности, по одному из проектов ОСК немецкий поставщик двигателей объявил отзывную кампанию и уже пять месяцев не отвечает на запросы корпорации. Гражданский судостроительный сектор особенно сильно зависит от импортных комплектующих: на них приходится порядка 70%.

Рахманов также добавил, что серьезной проблемой для ОСК является размещение российских госзаказов на зарубежных верфях в Турции и Китае. Одна из причин – корпорация приняла решение отказаться от участия в заведомо убыточных проектах, пояснил топ-менеджер.

В частности, единственным претендентом на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для Севморпути за 13,3 млрд руб. стала турецкая Sefine Shipyard. ОСК не станет бороться и за второе судно этого проекта стоимостью 10,5 млрд руб. Есть и другая проблема. «Мы начинаем контрактоваться, подписываем цены, сроки, не имея технической документации и РКД (рабочая конструкторская документация. – «Ведомости»). В процессе строительства в проект вносится такое количество доработок, что для исполнителя изготовление судна становится нерентабельным», – пояснил Рахманов.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Работа в команде очень важна, она позволяет свалить вину на другого.