ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК не может достроить крупнейшее рыболовное судно в срок
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК не может достроить крупнейшее рыболовное судно в срок

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: ОСК не может достроить крупнейшее рыболовное судно в срок

Проекту требуется дофинансирование на 1,2 млрд рублей

Ведомости от 22.05.23

Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) сдвигает сроки сдачи большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ) «Виктор Гаврилов» не менее чем на год и требует у заказчика увеличить стоимость контракта на 1,2 млрд руб. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника в разных рыболовных компаниях и один на судостроительном предприятии Санкт-Петербурга.

Завод не успевает сдать в срок траулер заказчику – камчатскому Рыболовецкому колхозу имени Ленина – и отказывается строить его без дофинансирования, говорят они. Стоимость строительства судна может превысить 8 млрд руб., утверждают собеседники. Предприятие ОСК приступило к строительству судна в апреле 2019 г., по контракту его должны были сдать в 2023 г. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом строительства, утверждает, что изначально БМРТ стоил более 7 млрд руб.

БМРТ «Виктор Гаврилов» – крупнейшее рыболовное судно, строящееся сегодня на российских верфях. Оно строится по проекту 5670 WSD, разработанному петербургским «Вяртсиля восток». Длина судна – 121 м, ширина – 21,6 м, водоизмещение составит 13 000 т. Судно будет оснащено морозильными трюмами и рыбоперерабатывающей фабрикой производительностью от 150 т продукции в сутки.

Проект обсуждали в апреле на одном из совещаний с участием чиновников Росрыболовства и Минпромторга. Руководство верфи объясняло удорожание траулера ошибкой в расчетах стоимости монтажа кабеля. «Обычно на подобном судне используются десятки километров кабеля. Возможно, кто-то на заводе стер нолик в файле Excel, но по километрам ошибка грандиозная», – рассказывает источник «Ведомостей», знакомый с расчетами «Янтаря».

По словам собеседника, близкого к ОСК, сейчас БМРТ готов на 23%. «По сути, это голый корпус, работы ведутся крайне медленно», – говорит он. При этом на верфи есть все оборудование для достройки судна, кроме фабрики для переработки рыбы, что на данной стадии не мешает продолжению строительства, утверждает источник.

Начальник юридического отдела РК имени Ленина Елена Оленева сказала «Ведомостям», что доводы «Янтаря» об ошибке, озвученные на совещании с участием Минсельхоза и Минпромторга, не могут быть приняты, оснований увеличения стоимости строительства нет и заказчик не согласен увеличивать стоимость контракта за свой счет.

«Судостроительный договор прошел установленную для верфей, входящих в ОСК, процедуру одобрения советом директоров, в состав которого входят высококвалифицированные и грамотные специалисты корпорации. Мы полностью исключаем наличие ошибки в договоре», – добавила представитель рыболовной компании. По ее словам, заказчик выполняет финансовые обязательства в соответствии с графиком инвестиций и со значительной переплатой, а завод нарушает график строительства. Срок сдачи траулера был перенесен с сентября 2023 г. сначала на 2024 г., а теперь на октябрь 2025 г., добавила она.

Оленева отмечает, что несоблюдение сроков строительства ведет к дополнительным расходам и убыткам. К ним относятся оплата процентов по кредитам, предоставленной в Росрыболовство банковской гарантии, а также отсутствие доходов от эксплуатации судна. Компания не исключает переход разбирательства в судебную плоскость, если завод-изготовитель не изменит подход, говорит представитель РК.

Она полагает, что верфь может злоупотреблять своими правами. «Инвестор для получения судна и распределения закрепленных под инвестпроект квот с большой вероятностью может пойти на уступки и согласиться на перенос сроков в добровольном порядке, это же относится и к попыткам навязывания увеличения стоимости», – подчеркнула она.

Официальных запросов на «Янтарь» от заказчика не поступало, отмечает представитель ОСК. По его словам, увеличение стоимости связано только с дополнительными работами и с перепроектированием заказа. В связи с отказом иностранного проектного бюро продолжать разработку конструкторской документации ее теперь делает компания из Санкт-Петербурга, добавил он.

«Завод продолжает строительство БМРТ: определяется состав фабрики и дополнительных комплектующих. Все вопросы строительства судна находятся под контролем Минпромторга и ОСК», – сказал представитель корпорации. Представитель Минпромторга лишь отметил, что разногласия заказчика судна и верфи находятся в плоскости гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов.

В пресс-службе Росрыболовства «Ведомостям» сказали, что на данный момент сдача БМРТ запланирована на конец 2024 г. В ведомстве получили документы о новом переносе срока сдачи траулера, они на рассмотрении. Штрафные санкции рыболовной компании не грозят. «Санкции рассматриваются, когда нарушаются обязательства по договору о предоставлении долей квот по программе инвестквот. Перенос сроков сдачи судна не по вине заказчика к такому случаю не относится», – отметил представитель Росрыболовства. Программа инвестквот, или так называемых «квот под киль», работает с 2017 г. и предполагает предоставление рыболовной компании квот на вылов биоресурсов в обмен на строительство нужных судов на отечественных верфях. За время действия программы ни одно судно не сдано в изначально оговоренные сроки.

Руководитель отдела аналитики агентства «Портньюс» Виталий Чернов отмечает, что заказчик заинтересован в этом траулере, так как он строится по программе «квот под киль». По его словам, привлекательность российских верфей для заказчиков обеспечивается именно господдержкой. «Срывы графиков строительства и контрактных смет стали обычным явлением, и государству, возможно, придется вмешаться и запустить финансовое оздоровление верфей», – рассуждает эксперт. Он добавил, что верфи оказались плохо подготовленными к объему заказов, с которым столкнулись.

Управляющий партнер Veta Илья Жарский напоминает, что рыболовные компании не могут отказаться от строительства на российских верфях, так как в противном случае потеряют часть квот на вылов рыбы и будут «серьезно ущемлены в своей деятельности». «Даже если стоимость конечных работ будет увеличиваться, они будут вынуждены искать компромиссы и, скорее всего, доплачивать за проект», – полагает он.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Мадам Короткая, интересуюсь спросить: вам сколько лет?
— 85...
— Ой-вэй! А вы пьете, курите?
— Конечно! А то я так вообще никогда не сдохну.