О настоящем и будущем Российского судостроения
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

О настоящем и будущем Российского судостроения

О настоящем и будущем Российского судостроения

(из интервью генерального директора ОСК Алексея Рахманова телеканалу «Звезда»).

- Видна ли из 2020 года тенденция развития судостроительных рынков - как военных, так и гражданских? Есть предположения, поменяется ли радикально ситуация в 2050 или 2070 годах?

За первую половину года глобальный портфель заказов составил всего 269 судов по данным Clarkson Research Service. Это самый низкий показатель с 1996 года (собственно, за всю историю сбора данных аналитическими компаниями). По сравнению с 2019 годом портфель заказов «просел» на 42%.

В это же время, согласно рейтингу, того же агентства Clarkson, Россия в нынешнем году заняла второе место в мире по объемам судостроения. До этого много лет тройка лидеров была неизменна: Южная Корея, Китай, Япония.

Что касается 2050 или 2070 годов, то смотреть в отдаленное будущее, как ни странно, проще.

Понятно, что судно будущего - это экологически безопасная, интеллектуальная и обладающая ресурсом адаптации машина. Она изготовлена с применением новых материалов и имеет бионический дизайн. Будет продолжаться движение в сторону «нулевого сброса», а значит, в качестве двигателей все больше будут применяться гибридные или электрические энергоустановки, обладающие сниженным потреблением топлива либо использующие его экологические виды: СПГ, водород или ветер.

Широкое распространение получат безэкипажные суда. А это изменит сам облик кораблей и судов. Скажем, исчезнут привычные очертания с надстройкой.

Big Data будет широко использоваться в системах навигации и обмене данными с другими судами. Наконец, суда будущего станут «настраиваемыми» под решение конкретной задачи или под различную инфраструктуру.

А еще исчезнут дорогостоящие испытательные стенды. Все этапы жизненного цикла морской техники будут осуществляться на основе виртуальных систем моделирования, 3D-проектирования и средств оптимизации. А использующие системы 3D-моделирования заводы и КБ получат возможность параллельного использования моделей в режиме реального времени.

Наконец, 3D-печать повлечет за собой влияние на способы и технологии, используемые в судостроении для моделирования и конструирования абсолютно во всех сферах: начиная с кораблей, подводных лодок, авианосцев и заканчивая технологическим оборудованием, которое находится на борту.

- Есть ли у ОСК разработанные в инициативном порядке проекты или концепции, о которых уже можно рассказать? Чем они отличаются, чем обусловлен расчет на их потенциальный успех?

- Последнее время было много разговоров о создании в России авианосца. ОСК много раз спрашивали, готовы ли мы создать такой корабль, и мы отвечали, что, если будет такое решение - непременно сделаем.

Наши конструкторские бюро не могли остаться от этой темы в стороне. В результате «Невским ПКБ» был подготовлен проект «Ламантин». Корабль вобрал в себя все наработки и перспективные идеи сегодняшнего дня, в то же время он получил большой модернизационный запас.

 

Из того, что сегодня можно озвучивать, - это то, что «Ламантин» будет обладать атомной энергоустановкой, иметь возможность эксплуатировать как существующие самолеты, так и перспективные. Для этого на корабле предполагается использовать трамплин, но предусмотрена и возможность установки электромагнитной катапульты.

 

После 1991 года в России программ по созданию кораблей подобного водоизмещения и сложности конструктивных, технологических, организационных задач не было. Я убежден, что реализация проекта создания авианосца (и его авиагруппы) способна привести к технологическому рывку и на протяжении более 10 лет, во многих сегментах экономики и промышленности: помимо кораблестроения еще и в авиастроении, машиностроении, атомных технологиях, приборостроении, IT, производстве вооружения, металлургии и металлообработке.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Женщина выходит замуж с надеждой, что мужчина изменится — а он не меняется.

Мужчина женится с надеждой, что женщина не изменится — а она меняется.