Новая концепция промышленной политики Астраханской области до 2020 года, в части касающейся судостроения.
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Новая концепция промышленной политики Астраханской области до 2020 года, в части касающейся судостроения.

На заседании Правительства Астраханской области, которое прошло 8.07.2012 года,  под председательством вице-губернатора Константина Маркелова, была принята  концепция промышленной политики Астраханской области на 2014-2020 годы.

Приводим сокращенный вариант, касающийся судостроительного кластера региона:

Выгодное географическое положение Астраханской области, расположенной в центральной части Евроазиатского материка и занимающей ключевую позицию не только на внутренних водных путях, связывающих Каспийское море с Азово-Черноморским, Балтийским, Северным бассейнами, но и на других транспортных артериях, предопределяет значительную роль России в обеспечении транспортных связей стран, тяготеющих к Каспийскому бассейну, со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока при осуществлении прямых водных и смешанных перевозок различных грузов. Астраханская область имеет огромный потенциал в области судостроения, судоремонта, технической эксплуатации флота, подготовки флотских кадров. Судостроение и судоремонт всегда были и остаются одной из важнейших отраслей экономики Астраханской области.
С началом реализации проектов по строительству флота и технических средств для поиска и добычи нефти на Каспийском море определились позитивные тенденции в развитии судостроительного кластера Астраханской области.
Судостроительный кластер Астраханской области обладает значительными ресурсами производственных мощностей и полностью соответствует требованиям, предъявляемым современным рынком к строительству судов различного назначения.

I. Ведущие судостроительные предприятия 
Крупные предприятия судостроительного комплекса Астраханской области специализируются на строительстве морских гидротехнических сооружений для освоения шельфовых месторождений. 
В Астраханской области имеется около 10 крупных и средних предприятий, способных строить суда различного назначения, а также вести ремонт судов весом до 6 тыс. тонн с поднятием их в док или на стапель.

ОАО «Группа компаний «Каспийская Энергия» (с 2012 года переименована в ОАО «Росшельф») была образована в 2006 году с целью формирования компании мирового уровня по созданию нефтегазовой инфраструктуры на шельфе. ОАО «Росшельф» объединяет крупные судостроительные предприятия Астраханской области, способные выполнять проекты по строительству шельфовых платформ для разведки и добычи нефти и газа, а также выполнять строительство судов различных типов.
Компания является подрядчиком, предоставляющим услуги по созданию объектов на условиях EPCI - проектирования (Engineering), закупки (Procurement), строительства (Construction) и морских операций (Installation).
В настоящее время ОАО «Росшельф» входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (далее – ОАО «ОСК»).
Компания располагает крупнейшим в регионе плавучим доком грузоподъемностью 5400 тонн, способным спускать суда длиной до 150 метров и шириной до 25 метров. Возможности тяжелого стапеля позволяют осуществлять операции по строительству верхних строений платформ весом до 12 000 тонн.
В структуре ОАО «Росшельф» три дивизиона - управление проектами, производственный и сервисный:
1.    Управление проектами и закупками: «Каспийская Энергия Проекты»
2.    Производственный дивизион: ОАО «АСПО» (объединяет предприятия «АСПО Головная верфь» и «АСПО, Площадка №3 (бывший завод им. III Интернационала»), ОАО «ССЗ «Лотос».
3.    Сервисный дивизион: владелец и оператор плавучих кранов и судов технического флота – ООО «Крейн Марин Контрактор».
ОАО «Росшельф» имеет возможность строительства различных объектов:
?    буровых платформ для разведки и эксплуатационного бурения;
?    строительных судов: плавучих кранов, трубоукладчиков;
?    судов обслуживания: судов снабжения, противопожарных судов, якорезаводчиков и других типов судов;
?    коммерческих судов: танкеров, сухогрузов, баржей.
Крупнейшие реализованные проекты:
?    2009 год – объекты обустройства месторождения им. Ю.Корчагина:  ледостойкая стационарная платформа ЛСП-1, платформа с жилым модулем ЛСП-2  (сборка), точечный причал;
?    2009 год - траншеекопательная баржа CASTORO 16 по заказу Saipem S.p.A.;
?    2010 год - технологические модули для Ванкорского месторождения, принадлежащего НК «Роснефть»;
?    2013 год - морская стационарная добычная платформа для месторождения «Джигалыбег» (Жданов) в туркменском секторе Каспийского моря по заказу компании Dragon Oil; 
?    СПБУ пр. Super 116E «Нептун» для компании «Lamprell».
Текущие проекты:
?    ледостойкая стационарная платформа (ЛСП-1) для месторождения им. В.Филановского;
?    СПБУ пр. Super 116E «Меркурий» по заказу компании «Lamprell»;
?    серия из 5 буксиров для компании OMS Shipping (Казахстан);
?    крановое судно для компании «Dragon Oil», предназначенное для обеспечения работы морских стационарных платформ на туркменском шельфе Каспия; 
- крановое судно для компании «Dragon Oil», предназначенное для обеспечения работы морских стационарных платформ на туркменском шельфе Каспия.

ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады», созданное в 1898 году как судоремонтные мастерские - в настоящее время крупное отраслевое предприятие, обладающее современными производствами, оснащенными первоклассным оборудованием. 
Предприятие специализируется на строительстве судов различного назначения, монтаже и реконструкции морских буровых установок, изготовлении самоподъемных буровых установок, морских стационарных платформ, крановых судов. 
В составе завода имеются следующие основные виды производств:
- корпусозаготовительное производство, оснащенное высокопроизводительным оборудованием для раскроя, резки и сварки металла, способное за год переработать в корпусные конструкции 20 тыс. тонн металлопроката;
- закрытый эллинг, предназначенный для сборки судовых корпусов площадью 5400 кв.м и высотой 36 м;
- стапельное производство;
- спусковое устройство длиной 95 м, оснащенное тележками грузоподъемностью 2000 тонн;
- достроечная набережная с береговой линией длиной 363 м;
- машиностроительное производство, оснащенное мощным станочным парком и позволяющее производить механическую обработку крупногабаритных деталей.
Крупнейшие реализованные проекты:
- в конце мая 2010 года завершен проект строительства серии из семи трубных стеллажей, оснащенных технологическими трубопроводами для транспортировки нефти для обустройства месторождения Кашаган. Строительство велось совместно с итальянской компанией Rosetti Marino S.p.A;
- в июне 2010 года завершено строительство  специальной транспортной баржи вилочного типа для компании «Petronas Carigali», предназначенной для работы в туркменском секторе Каспийского шельфа;
- в декабре 2012 года завершено строительство самоподъемной буровой платформы «Каспийский бурильщик» для китайской компании «Yantai Raffles»;
- в октябре 2013 года завершено строительство опорных оснований центральной технологической платформы (ЦТП) месторождения им. В. Филановского.
Текущие проекты – строительство объектов обустройства месторождения им. В. Филановского по заказу ОАО «ЛУКОЙЛ»: 
- платформа жилого модуля № 1 (ПЖМ-1);
- райзерный блок (РБ);
- платформа жилого модуля № 2 (ПЖМ-2).

ОАО «ССЗ «Лотос» был построен в 1985 году. В течение последних 10 лет предприятие специализируется на изготовлении комплектов блок-модулей верхних строений морских стационарных платформ. Кроме этого, завод может изготавливать автономные дизельные электростанции различной мощности, сухогрузные и нефтеналивные суда, вспомогательные суда различного назначения, несамоходные и самоходные баржи.
Отличительной чертой данного предприятия является возможность строительства судов в блоке цехов до 100 % готовности, это дает возможность значительного повышения качества выполняемых судостроительных работ и улучшения условий труда. 
Так, указанный блок цехов включает в себя корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное и стапельное производство, имеющее 5 крытых стапелей длиной 250 метров, механомонтажное, трубообрабатывающее и малярно-изоляционное производство, оснащенное оборудованием для безвоздушного распыления лакокрасочных материалов.
На предприятии имеется слиповое устройство для подъема и спуска плавсредств весом до 6000 тонн. 
В 2010 году предприятие вошло в состав ОАО «ОСК». 
В мае 2013 года построены опорные блоки ледостойкой стационарной платформы № 1 (ЛСП-1) для месторождения им. В. Филановского.

ООО «Галактика» находится на правом берегу реки Волги в городе Астрахань ниже всех мостов, что дает возможность обслуживать суда без ограничений по габаритам.
Предприятие оснащено следующими производственными цехами:
- корпусно-сварочный цех с оборудованием для штамповки и гибки металла (листогибочный станок, прессы), для раскроя и резки (плазменная резка PROTEM и гильотина), для сварки и наплавки (сварочные трансформаторы и выпрямители, оборудование для полуавтоматической сварки и наплавки в среде защитных газов);
- слесарно-механический цех с  полным станочным парком и слесарно-монтажным оборудованием для ремонта судовых машин и механизмов;
- электроцех с полным комплектом средств для ремонта и монтажа электромашин. Складские помещения, вспомогательные цеха и участки, предназначенные для обеспечения выполнения всех сопутствующих видов работ.
Имеется собственное конструкторское бюро.
Судоподъемные средства предприятия:  
- плавучий док грузоподъемностью 4500 тонн;
- плавучий док грузоподъемностью 2000 тонн;          
- плавучий док грузоподъемностью 1500 тонн.
На предприятии с 2001 года по настоящее время успешно завершен капитальный ремонт более 100 танкеров грузоподъемностью 3000 – 6000 тонн.,  текущий ремонт с докованием 500 танкеров и сухогрузных судов грузоподъемностью  2000 – 6000 тонн.,  барж и ряда малых судов. Осуществлено переоборудование судов для геофизических исследований, завершен ряд судостроительных проектов. Успешно завершены работы по проекту мобильной буровой установки (МБУ-3) по заказу ООО «Петроресурс».
В конце 2010 года на ООО «Галактика» завершено строительство серии судов-кабелеукладчиков для ООО «ПГС-Хазар».
ООО «Галактика» проведена в 2012 году модернизация слипа, которая позволила принять на ремонт транспортно-монтажную баржу доковым весом около 3000 тонн (заказчик Agip KCO (Казахстан). Проведенная модернизация позволит предприятию проводить ремонт на уровне лучших судоремонтных предприятий региона. 
В мае 2013 года завершен уникальный проект переоборудования рыбопромыслового судна в научно-исследовательское для ведения геолого-разведочных работ.
Предприятие выбрано ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» в качестве подрядчика строительства опорного основания ледостойкой стационарной платформы № 2 месторождения им. В. Филановского.

ОАО «Южный центр судостроения и судоремонта» (далее - ОАО «ЮЦСС») создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от  09.06.2010 №698 «О расширении открытого акционерного общества «Объединенная судостроительная корпорация».
В состав ОАО «ЮЦСС» вошли следующие предприятия: ОАО «Судо-строительный завод «Лотос» (г. Нариманов, Астраханская область),  ОАО «Криушинский судостротельно-судоремонтный завод» (с. Криуши, Ульяновская область), ОАО «Самусьский судостротельно-судоремонтный завод» (пос. Самусь, Томская область),  ОАО «Завод «Нижегородский Теплоход» (г. Бор, Нижегородская область), ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» (г. Новороссийск, Краснодарский край),  ОАО «Туапсинский судоремонтный завод» (г. Туапсе, Краснодарский край), ОАО «Судостроительный завод  им. К. Маркса» (г. Астрахань).
Цели создания ОАО «ЮЦСС»:
- создание конкурентоспособной судостроительной промышленности Юга европейской части России:
- превращение ОАО «ЮЦСС»  в основной  центр проектирования, строительства и ремонта  судов и кораблей, в первую очередь с целью обеспечения выполнения федеральных целевых программ и гособоронзаказов, с сопровождением на протяжении полного жизненного цикла;
- модернизация судостроительного и судоремонтного производства на основе новейших технологий; 
- формирование высокопрофессиональных коллективов судостроителей и судоремонтников на предприятиях ОАО «ЮЦСС».

II. Судоремонтные заводы

Основные судоремонтные заводы Каспийского региона размещены в Астраханской области. Заводы располагают опытными рабочими и инженерно-техническими кадрами, современным оборудованием, всеми необходимыми основными и вспомогательными видами производств. На предприятиях имеется несколько плавучих доков, крупнейший из которых имеет грузоподъемность 5400 тонн. В последние годы помимо традиционных судоремонтных работ на предприятиях успешно осуществляется реновация корпусов судов, а также осуществляются судостроительные проекты.
К основным судоремонтным заводам Астраханской области относятся: ЗАО «ССЗ им. Ленина»;  филиал «Астраханский СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка»;  ЗАО «Ахтубинский ССЗ»;  ОАО «Волго-Каспийский судоремонтный завод; ООО «Морской судостроительный завод - 2»; ООО «СРЗ им. А.П. Гужвина».

III. Конструкторские бюро

Центр морских технологий «Шельф» (далее - ЦМТ «Шельф») создан в 2007 году в г. Астрахани. 
ЦМТ «Шельф» объединяет ресурсы проектных организаций:
-    ОАО «ЦКБ «Коралл», г. Севастополь;
-    ОАО КБ «Вымпел», г. Нижний Новгород;
-    ЗАО «Астрамарин», г. Астрахань;
-    ОАО СКБ «Каспий», г. Астрахань.
Интегрированная конструкторская группа (более 1000 инженеров различных специализаций) позволяет оперативно выполнять масштабные проекты в полном объёме от разработки концепции до эксплуатационной документации.
Проектные бюро ЦМТ «Шельф» применяют унифицированные программы 3-мерного моделирования и единые стандарты выпуска конструкторской документации.
При ЦМТ «Шельф» создан научно-технический совет, который является важной структурой для принятия принципиальных решений по техническим, организационным и экономическим вопросам. Коллегиальное рассмотрение вопросов ведущими специалистами различных профилей и организаций позволяет принимать всесторонне взвешенные и эффективные решения. 
К специализации ООО «ЦМТ «ШЕЛЬФ» относится проектирование следующих объектов:
Технические средства для разведочного бурения:
•    полупогружные буровые установки (ППБУ), 
•    погружные буровые платформы (ПБУ), 
•    самоподъемные буровые установки (СПБУ), 
•    буровые баржи. 
Платформы для добычи нефти и газа:
•    стационарные платформы, 
•    плавучие морские добывающие комплексы, 
•    плавучие установки для добычи, хранения и отгрузки нефти, 
•    плавучие нефтеналивные хранилища.
Суда различного назначения:
•    трубоукладочные суда, 
•    крановые суда, 
•    баржи и понтоны, 
•    суда обеспечения операций на шельфе, 
•    суда на воздушной подушке, 
•    танкеры и сухогрузные суда, 
•    железнодорожные и автомобильные паромы, 
•    научно-исследовательские суда, 
•    промысловые cуда. 
ЗАО «Астрамарин» учреждено в 2002 году в г. Астрахани компаниями Delta-Astra (Финляндия) и ОАО КБ «Вымпел» (г. Н. Новгород, Россия). 
Предприятие имеет сертифицированную систему менеджмента качества в соответствии с МС  ISO9001:2008 и располагает достаточной нормативной базой для высококлассного проектирования.
Специалисты компании гарантируют соответствие выпускаемой документации требованиям Российского Морского Регистра Судоходства и Российского Речного Регистра.
К конкурентным преимуществам помимо современных технологий и программного обеспечения стоит отнести выгодное географическое положение, а также тесное сотрудничество как с известными российскими , так и с крупными зарубежными конструкторскими бюро: ОАО КБ «Вымпел» (г. Н.Новгород Россия), ЦКБ “Коралл” (г. Севастополь, Украина),   КБ “Deltamarin LTD” (г. Турку, Финляндия).

IV. Конечные потребители

В качестве конечных потребителей продукции, производимой судостроительным кластером, выступают компании-операторы месторождений:
-    ООО НК «Лукойл»: российский сектор Каспийского моря;
-    ОАО «Газпром»: Каспийское море, арктический и дальневосточный шельф, наземные проекты;
-    НК «Роснефть»: Каспийское море, арктический и дальневосточный шельф;
-    ОАО «Новатэк»: Арктический регион (шельфовые месторождения и наземные проекты);
-    Каспий Меруерты Оперейтинг Компани Б.В.: Казахский сектор каспийского моря;
-    North Caspian Operating Company: казахский сектор Каспийского моря;
-    Dragon Oil: туркменский сектор Каспийского моря;
-    Petronas: туркменский сектор Каспийского моря;
-    Buried Hill Energy: туркменский сектор каспийского моря;
-    Буровая Компания Евразия: Оператор буровых платформ.
А также судоходные компании:
- ОАО СК «Волжское пароходство»;
- ОАО «Енисейское речное пароходство»;
- ОАО «Западно-сибирское речное пароходство»;
- Тобольская РЭБ ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство»;
- ОАО «Московское речное пароходство»;
- ОАО «Западно-Сибирское речное пароходство»;
- ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство»;
- Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУВПИС);
- ФГУП «Канал имени Москвы»;
- ФГУ «Севводпуть»;
- Арк-Шиппинг;
- независимые малые судоходные компании.

V. Сервисные компании

ЗАО «ПК «ЭКО+»  специализируется на зачистке всех типов судов и береговых хранилищ от нефтяных остатков, приеме и обезвреживании отходов бурения скважин, жидких и твердых нефтесодержащих отходов, соляных растворов, ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов.

ООО «Крейн Марин Контрактор» занимается выполнением работ под ключ по транспортировке и установке оффшорных комплексов, обеспечивает ООО «Крейн Марин Контрактор», а именно:
- буксировка, позиционирование и установка платформ на точку; 
- монтаж опорных оснований и верхних строений платформ; 
- сваебойные работы; 
- грузовые операции в море и портах; 
- монтажные операции при строительстве платформ на верфи; 
- спасательные и судоподъемные операции. 
Компания располагает крупнейшим в регионе плавучим доком грузоподъемностью 5400 тонн, способным спускать суда длиной до 150 м и шириной до 25 м. Возможности тяжелого стапеля позволяют осуществлять операции по строительству верхних строений платформ весом до 12 000 тонн.
Флот компании представлен:
•    плавкран «Волгарь» г/п 1600 тонн; 
•    плавкран «Богатырь»  г/п 300 тонн; 
•    транспортная баржа «Севан»  г/п 5500 тонн; 
•    вспомогательные суда; 
•    пассажирские суда; 
•    буксирный флот. 
ООО ПКФ «Фатом» специализируется на оказании услуг в сфере судосервиса, работает по следующим областям:
- освидетельствование и обслуживание судовых спасательных средств;
- освидетельствование пожарного снаряжения и средств пожаротушения;
- монтаж, наладка и ремонт радионавигационного оборудования и оборудования ГМССБ;
- монтаж, наладка и ремонт судового электрооборудования, систем автоматизации и защиты;
- построение интеллектуальных систем контроля и управления на базе оборудования выпускаемого компаниями "Schneider Electric" и "Simens";
- изготовление главных и вторичных судовых распределительных электрических щитов на базе оборудования Schneider Electric, Rittal;
- ремонт и калибровка контрольно-измерительных приборов;
- поставка радио- и радионавигационного оборудования и оборудования ГМССБ;
- разработка проектно-конструкторской документации.
ООО «ЭРА-СВ» выполняет комплекс электромонтажных работ на строящемся морском объекте (судне, буровой платформе): разметка кабельных трасс; герметизация проходов как заливкой, так и модульными уплотнениями; прокладка и крепление кабеля; монтаж оборудования; распайка разъемов; монтаж и сварка оптоволоконных кабелей.
Филиал ОАО «Зеленодольское предприятие ЭРА» работает с судостроительными и судоремонтными заводами,  выполняя электромонтажные и пусконаладочные работы по схемам сильного и слабого тока, в т. ч. радиосвязи, навигации, радиолокации и т.д. на гражданских судах и кораблях ВМФ с поставкой кабеля и электрооборудования. 
На  предприятии имеется технологический отдел, обеспечивающий  разработку необходимой для электромонтажных работ технологической документации.

VI. Производители оборудования

Производителями оборудования для судостроительного кластера станут резиденты создаваемой ОЭЗ промышленно-производственного типа. Это будут как ведущие мировые компании, так и отечественные производители.
ОАО «Астраханский станкостроительный завод» специализируется на выпуске металлорежущего, кузнечно- прессового, абразивно-отрезного, деревообрабатывающего оборудования. 

VII. Надзорные органы
В качестве надзорных органов  в зависимости от класса объекта и предъявляемых проектом требований выступают Российский морской регистр судоходства, Российский речной регистр, иностранные классификационные общества, а также Ростехнадзор.
Также к надзорным органам относятся МЧС России, Федеральная таможенная служба России, погрануправление ФСБ России, Федеральная служба безопасности России, ФГУ Администрация морских портов, Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору.

VIII. Отраслевые ассоциации

В Астраханской области действует Профессиональный союз Астраханских судостроителей и судоремонтников (далее - профсоюз).
Цель профсоюза - социальная защита и обеспечение благосостояния своих членов на основе развития высокоэффективного производства.
На предприятиях Астраханской области создание первичных профсоюзных организаций Профсоюза предполагает приведение диалога представителей работников и работодателей к цивилизованной форме и построение его на принципах социальной ответственности и сбалансированности интересов партнеров.
Средства достижения цели - содействие росту квалификации специалистов и профессионального мастерства рабочих, совершенствование и эффективное применение механизмов социального партнерства, участие в управлении и организации производства.
Ассоциация судостроителей Астраханской области – добровольное объединение судостроительных и судоремонтных предприятий, высших, средних и профессиональных технических учебных заведений.
Основные направления деятельности ассоциации:
-  укрепление кадрового потенциала судостроительного комплекса; 
-  проведение мощной рекламной компании с использованием всех доступных информационных средств; 
-  развитие межзаводской кооперации с целью снижения себестоимости судостроительной продукции, повышения качества и сокращения сроков строительства заказов на данную продукцию; 
-  разработка долгосрочного плана развития судостроения в области (техническое перевооружение, привлечение современных  технологий в области управления производством, технические новинки и т.д.).
Ассоциация судовладельцев и экспортеров представляет собой совещательный орган, площадку для обсуждений у компаний, занимающихся речными и морскими перевозками.
Торгово-промышленная палата Астраханской области - объединение предпринимателей с целью лоббирования и защиты своих интересов на всех уровнях, налаживание конструктивного диалога между бизнесом и властью, установление контактов с российскими и зарубежными партнерами.

IX. Образовательные организации

На территории Астраханской области находится 5 государственных высших учебных заведений, которые готовят высококвалифицированные кадры для различных отраслей экономики.
АГТУ совместно со своим подразделением –Институтом морских технологий, энергетики и транспорта - на базе одного из предприятий группы компаний ОАО «РОСШЕЛЬФ» в октябре 2009 года открыло базовую кафедру «Судостроение и энергетические комплексы морской техники». Специалистами группы компаний ОАО «РОСШЕЛЬФ» при поддержке преподавательского состава АГТУ была разработана дополнительная программа обучения студентов. Данная программа предусматривает изучение на практических примерах всей цепочки изготовления сложных технических средств освоения шельфовых месторождений – от проектирования до сдачи объектов в эксплуатацию. При этом к учебному процессу привлекаются специалисты-практики, работающие в компании.
На ОАО «ССЗ «Красные Баррикады» функционирует базовая кафедра «Сварочное производство» АГУ.
ГБОУ АО СПО «Астраханский государственный колледж профессиональных технологий» готовит на бюджетной основе специалистов для судостроительной отрасли: судостроителей-судоремонтников металлических судов, электросварщиков ручной сварки, электрогазосварщиков, станочников и т.д. Партнерами училища выступают предприятия, курируемые министерством: ОАО «АСПО», ОАО «ССЗ «Лотос», ОАО «Первомайский судоремонтный завод», ООО «Галактика».
Кроме того, на базе колледжа студенты физико-технического факультета АГУ получают рабочую специальность «сварщик», в свою очередь организацией заключены договоры о направлении студентов на производственную практику на судостроительные предприятия региона.
На базе отделения № 9 колледжа ведется подготовка квалифицированных рабочих кадров для морского и речного флота, предприятий судостроения и судоремонта: судоводителя – помощника механика маломерного флота, матроса (рулевого), моториста судового, моториста (машиниста), повара судового, сварщика (электросварочные и газосварочные работы), судостроителя – судоремонтника неметаллических судов, судостроителя – судоремонтника металлических судов, токаря-универсала.

X. Финансовые институты

К финансовым институтам относятся:
- банки (предоставление кредитных средств для различных нужд предприятий, финансирование проектов);
- лизинговые компании (лизинг оборудования);
- страховые организации (страхование проектов, оборудования и т.д.);
- залоговый фонд Астраханской области.

Перспективные проекты

- модернизация ОАО «ССЗ «Красные Баррикады»:  увеличение достроечной набережной, модернизация существующих мощностей завода;
- модернизация ОАО «ССЗ «Лотос» для выполнения производственной программы объемом 52,000 тонн стали в год;
- создание ОЭЗ, включающей в себя: производство оборудования для судостроительных и судоремонтных предприятий, производство судового оборудования, производство компонентов судовых систем, производство электрооборудования, производство радионавигационного оборудования.
Проект по созданию ОЭЗ является универсальным инструментом по привлечению на территорию региона мировых лидеров в области судостроения и производства высокотехнологичного оборудования.
Реализация вышеуказанных проектов приведет к созданию полного цикла производства судостроительной продукции, повышению инвестиционной привлекательности региона, а вследствие чего к использованию астраханских судостроительных предприятий в качестве основных производственных площадок, как для строительства объектов обустройства нефтегазовых месторождений Каспийского моря, так и для обновления грузового, рыбопромыслового и пассажирского флотов России и прикаспийских государств.

Анекдот от профсоюза

Комплексный обед – это когда плотно пообедаешь, потом смотришь на свое пузо и комплектуешь.