ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Молодо и скептично
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Молодо и скептично

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Молодо и скептично

Поколение 24-35-летних россиян включено в глобальные тренды сильнее, чем в повестку старших поколений.

Российская молодежь в городах-миллионниках сильнее включена в глобальные тренды, чем в повестку старших поколений в России, она куда больше открыта миру, показало исследование Deloitte. Большинство общемировых тенденций проявляется у россиян даже сильнее, чем у их сверстников по всему миру.

Поколение Y во всем мире заметно разочаровано в традиционных институтах, более скептично к благим намерениям крупного бизнеса и пессимистично в оценках экономического и социального развития. В среднем по миру 73% опрошенных считают, что политические лидеры не способны сделать мир лучше; 66% думают так и о религиозных лидерах. 45% категорически не доверяют ни одному из лидеров в качестве источника достоверной информации. И этот скепсис в России также выражен еще сильнее, чем в мире в целом. В неспособности изменить мир к лучшему политических лидеров уверены 82% опрошенных россиян, религиозных лидеров – 86%.

 Скепсис проявляется и в оценке условий жизни на родине. Удовлетворены своей жизнью 18% опрошенных в России, в мире – 29%. Двузначный разрыв и среди тех, кто прогнозирует улучшение экономической ситуации (в России – 11%, а в мире – 26%), а также социальной и политической ситуации (у нас – 10%, в мире – 22%). Ключевой фактор высокого недовольства молодежи в России происходящим – особенность политического режима, очень сильное давление государственного дискурса, пропаганды, считает Омельченко. Отчасти поэтому у россиян в приоритете стремление больше зарабатывать, а также иметь свой бизнес – этого хотел бы 41% опрошенных, что значительно больше, чем у россиян в целом по другим опросам (29% желающих открыть свой бизнес в майском опросе НАФИ, 25% – у ВЦИОМа в феврале). Но если для старших поколений свой бизнес – это зачастую вынужденное и крайне рискованное, требующее много времени дело, то у молодежи о нем иные представления. Открыть свой бизнес для поколений Y в России – значит стать независимым, перестать работать «на дядю», поясняет директор группы по управлению персоналом и организационными изменениями компании «Делойт» СНГ Вера Витальева. Поэтому уйти на фриланс из корпорации, пойти на аутсорсинг, другие внештатные формы занятости – это тоже в их представлении значит «открыть свой бизнес». Главное в таком бизнесе – иметь возможность заработать больше денег; работать тогда и столько, сколько нужно; достичь баланса работы и личной жизни. Желание материального достатка сочетается со стремлением иметь определенную степень свободы от работы и получать от нее удовольствие, говорит Омельченко.

Высокий уровень амбиций у российской молодежи своего рода поколенческий реванш – чтобы вырваться из закрывающейся от мира страны, законсервированной системы, где ничего не меняется почти 20 лет, отмечает социолог Омельченко. Молодежь пытается выстроить свои жизненные траектории в том пространстве, которое доступно, таким пространством становятся гражданские неполитизированные проекты, экология и защита животных, что воплощается в локальных предпринимательских проектах, разного рода волонтерстве, заботе о теле и здоровье.

Тенденции, отмеченные исследователями Deloitte, во многом подтверждаются и российскими исследователями, в частности социологом Вадимом Радаевым, написавшим о поколении Y книгу «Миллениалы. Как меняется российское общество». И по мере взросления следующего поколения, Z, процессы изменений, запущенные поколением Y, скорее всего, ускорятся и усилятся, пишет Радаев.

Ведомости от 24.05.19

Владимир Рувинский  https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/24/802321-molodo-skeptichno?utm_campaign=newspaper_24_5_2019&utm_medium=email&utm_source=vedomosti

Анекдот от профсоюза

— Мадам Короткая, интересуюсь спросить: вам сколько лет?
— 85...
— Ой-вэй! А вы пьете, курите?
— Конечно! А то я так вообще никогда не сдохну.