Мобилизационный резерв и мобилизационный ресурс — что это такое и чем отличаются понятия. Анализируем ст. 51.2 №53-ФЗ вместе.
После объявления в России частичной мобилизации, многие граждане стали заглядывать в законы, чтобы понять, чем она отличается от всеобщей. Но вот незадача — в законодательстве РФ нет четкого разграничения этих понятий. Но в Федеральном законе N 53-ФЗ имеется статья 51.2. «Запас», введенная в 2012 году Федеральным законом от N 288-ФЗ. Вот о ней и поговорим подробнее в данной публикации.
Что такое «запас»?
Для начала обратим внимание на то, что заголовок статьи закона не уточняет, о каком именно о запасе идет речь. Чтобы выяснить это, несведущему человеку нужно перейти на ступень вверх — статья располагается в Разделе VIII, который озаглавлен следующим образом: «Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
Таким образом можно сделать вывод, что, используя термин «запас», законодатели и министры уже 10 лет подразумевают все три возможных вида запаса РФ.
Но это не всё. Исходя из пункта первого ст. 51.2, мы понимаем, что запас состоит из:
мобилизационного людского резерва,
мобилизационного людского ресурса.
А вот эти термины уже более конкретные и имеют свои определения.
Что такое мобилизационный людской резерв?
Читаем ст. 51.2 № 53-ФЗ, пункт 2, и выясняем, что под данным термином понимается категория граждан, которые пребывают в запасе, ранее заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве.
Переводя на понятный язык, резервистами в чистом виде считаются контрактники, проходящие военные сборы на особых условиях.
Понятие «мобилизационного людского резерва» было введено Указом Президента РФ № 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации» 17 июля 2015 года.
Согласно этому документу, финансирование любых мероприятий, связанных с формированием людского резерва, происходит за счет бюджетных средств, выделенных на нужды Минобороны РФ.
Контракт о пребывании гражданина в резерве подписывается на основании ст. 57.2 № 53-ФЗ.
В контракте четко оговариваются три позиции:
добровольность поступления гражданина в резерв,
срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве,
условия контракта о пребывании в резерве.
Что такое мобилизационный людской ресурс?
Изучая пункт 3 ст. 51.2 вышеуказанного закона №53-ФЗ, мы понимаем, что к данной категории относятся лица, «пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва». Вот так — дословно. Нерезервисты, то есть не контрактники.
Соответственно, в людской ресурс попадают все те граждане, которые соответствуют ст. 52 №53-ФЗ «зачисление в запас», при условии, что они не заключали контакт на нахождении в резерве.
Говоря проще, мобилизационный людской ресурс равен «Запас» минус «Резерв».
Исходя из указанной статьи закона, в мобилизационный людской ресурс входят:
лица, уволенные с военной службы с зачислением в запас
лица, завершившие обучение по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса и окончивших федеральные вузы;
выпускники образовательных учреждений, завершившие обучение в военных учебных центрах при вузах по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
лица, не служившие в армии по причине освобождения от призыва;
лица, имевшие отсрочку от прохождения службы в армии до достижения 27-летнего возраста;
лица, не подлежащие призыву на военную службу по достижении ими 27-летнего возраста;
лица, не служившие в армии по призыву без законных на то оснований;
лица, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу в армии;
женщины, при наличии ВУС.
Запас СФР и ФСБ создается в порядке, который определяет №53-ФЗ, а также другие федеральные законы и нормативные акты РФ.
Как создается людской резерв?
Ответ на этот вопрос дает пункт 4 ст. 51.2 №53-ФЗ:
Мобилизационные людские резервы создаются Президентом РФ «по представлению соответствующего федерального органа исполнительной власти и формируются по территориальному принципу».
В данном случае подразумеваются военные комиссариаты, как территориальные органы исполнительной власти, ответственные за сбор, структурирование и хранение информации о людском ресурсе страны.