ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минэк предложил бизнесу схему замены штрафов инвестициями
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минэк предложил бизнесу схему замены штрафов инвестициями

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Минэк предложил бизнесу схему замены штрафов инвестициями

При этом надзорные органы будут брать с компаний гарантии устранения нарушений

Ведомости от 15.02.24

Минэкономразвития разрабатывает концепцию законопроекта, который позволит компаниям, нарушившим требования надзорных органов, направлять средства на инвестиции вместо уплаты штрафов. Об этом сообщил «Ведомостям» статс-секретарь – замминистра экономического развития Алексей Херсонцев. По его словам, поправки потребуются в КоАП и в закон «О государственном контроле (надзоре)». Сейчас идея обсуждается с другими ведомствами, добавил он.

Аналогичная инициатива, но в отношении бюджетных организаций содержится в концепции совершенствования контрольной деятельности до 2026 г., опубликованной правительством в конце прошлого года. То есть больницы, школы и детские сады будут тратить деньги на устранение выявленных нарушений, вместо того чтобы платить штраф, пояснил Херсонцев. Если эксперимент окажется успешным, его могут распространить на бизнес, сообщил замминистра. Мера может быть интересна крупным предприятиям, потому что устранение нарушений с их стороны зачастую требует больших инвестиций, считает он.

Минэк допускает, что механизм запустят сразу и для бюджетного, и для частного сектора – решение будет принято после обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, добавил он.

Иногда проверки показывают, что доведение промышленных объектов до нормативного состояния требует значимого количества времени и ресурсов, пояснил Херсонцев. «В таких случаях можно бесконечно приходить и штрафовать предприятия, но нарушения не устраняются, только растет количество штрафов», – сказал он. Особенно эта проблема актуальна для старых, советских промышленных объектов.

О том, что Минэк предложил новый инструмент снижения административной нагрузки на бизнес – соглашения об устранении нарушений, – Херсонцев заявил на форуме РСПП «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: перспективы развития» в рамках Недели российского бизнеса.

Президент РСПП Александр Шохин в ходе выступления на форуме заявил, что привлечение правоохранительных органов будет полезным, так как поможет исключить коррупционные риски. Вопрос участия прокуратуры в этой процедуре еще не решен, с ней ведутся обсуждения, сообщил Херсонцев «Ведомостям».

Изначально применение механизма для бизнеса не планировалось, но идею распространить инструмент на крупные компании предложил РСПП, рассказал вице-президент союза по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин.

Механизм перевода штрафов в инвестиции описан в концепции до 2026 г. следующим образом. Надзорный орган, выявив нарушение своих обязательных требований, будет заключать с бюджетным учреждением или компанией специальное соглашение. В нем будет прописана дорожная карта по устранению недочетов. Дело об административном правонарушении в этом случае либо вообще не возбуждается, либо приостанавливается на период времени, необходимый для реализации этого плана. Сведения о заключении соглашения будут заносить в единый реестр контрольных мероприятий, чтобы за исправлением нарушений следила прокуратура. Если в отведенный срок они не будут устранены, штраф все-таки придется заплатить.

Введение такого механизма позволит обеспечить устранение нарушений с учетом имеющихся ресурсов организации, указано в документе.

Правительство планирует апробировать механизм «инвестиции вместо штрафов» пока только на социально значимых учреждениях, сообщил представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко (курирует контрольно-надзорную деятельность).

Поправки в  законодательство в отношении бюджетных учреждений планируется подготовить в этом году, добавил он. Вопрос о распространении данного механизма на иные контролируемые лица может быть рассмотрен в будущем, указал собеседник.

Будет ли механизм эффективен

Идея направлять штрафы на инвестиции очень актуальна и прогрессивна, но многое зависит от ее воплощения, считает партнер адвокатского бюро «Павлова, Голотвин, Быканов и партнеры» Денис Быканов. Замену понятной публично-правовой санкции на сделку, которая по определению является добровольной, не так просто реализовать, отметил он. Возникает масса вопросов, которые требуют тщательной проработки: например, кто будет определять подрядчиков и поставщиков, которые будут заниматься освоением инвестиций, и кто будет принимать результаты выполненных работ. В России уже существует аналогичная практика устранения замечаний со стороны надзорных органов в рамках профилактических визитов. Например, пожарные инспекции могут давать конкретные рекомендации, к какой конкретно компании обратиться за устранением выявленных недостатков, отметил эксперт.

Юрист МКА «Князев и партнеры» Михаил Ганущак считает предлагаемую Минэком меру нереализуемой. Помимо упомянутых сложностей, на это есть еще несколько причин, аргументирует эксперт. Во-первых, по планам Минфина поступления в бюджетную систему от штрафов должны ежегодно увеличиваться. При условии дефицита бюджета новая мера лишь усугубит ситуацию. Во-вторых, штраф является основной мерой, обеспечивающей соблюдение положений, закрепленных в КоАПе. Если штрафы заменят на инвестирование в собственное же предприятие, у государства, по сути, не будет рычагов принуждения бизнеса к соблюдению законов, останется лишь приостановление деятельности – крайне серьезная и редко применяемая мера, заключил Ганущак.

Инициативу сложно реализовать при условии сохранения базовых механизмов административного права, согласился управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Штраф – это не только наказание за совершенные нарушения, но и мера принуждения к исполнению закона и превентивного воздействия, контроль без санкций не имеет смысла, указал он. В текущей формулировке механизм замены штрафов на инвестиции предполагает, что если надзорный орган по каким-то причинам не обнаружит нарушений, то и разрабатывать дорожную карту, вкладываться в модернизацию производства у компании стимула нет, пояснил эксперт. Кроме того, инициатива лишает многих полномочий надзорные органы, которым будет позволено выявлять нарушения, но не штрафовать, отметил он.

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

— Алло! Я туда попал?

— Нет, вы попали не туда. Вас послать куда надо?