Корабли и буря “Солидарности”. Как верфь стала символом революции в Польше
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

Корабли и буря “Солидарности”. Как верфь стала символом революции в Польше

Корабли и буря “Солидарности”. Как верфь стала символом революции в Польше

Мир знает Гданьскую судоверфь как колыбель свободы и место рождения профсоюзного движения “Солидарность”. Как это было и чем еще знаменита верфь, специально для читателей российской профсоюзной газеты “Солидарность” узнавала студентка РГСУ и жительница Гданьска.

 ОТ СТОЛЯРНОЙ МАСТЕРСКОЙ К ЛИДЕРУ СУДОСТРОЕНИЯ

 Благодаря расположению в защищенной бухте город Гданьск оказался не только важной военно-морской базой, но и ключевым стратегическим пунктом. А Гданьская верфь (по-польски “сточня”) всегда играла значимую роль в промышленной истории Польши. Даже больше - стала ключом к национальному прогрессу.

 Корни истории Сточни уходят в XIX век. Идея возведения верфи в Гданьске (тогда - Данциг) была тесно связана с созданием германского военно-морского флота. Еще с 1817 года здесь работала штурманская школа - первая немецкая морская учебная станция. Позже, к 1840-х годам, было решено создать постоянный причал с ремонтной базой для кораблей, принадлежащих этой школе. Так в 1844 году началась история верфи, приведшей к расцвету промышленности Гданьска.

 Сначала будущая верфь была скромной столярной мастерской, занимавшейся ремонтом судов. В конце XIX века ей удавалось строить и собственные корабли, и этим она приобрела известность. Событием в истории верфи стало создание первого корабля, корвета “Данциг”. В 1850 году он был заложен, а через три года отправился в свой первый рейс в Портсмут.

 С годами завод значительно увеличил производительность и к началу XX века стал одним из лидеров в судостроительной отрасли. Здесь строились разнообразные корабли: торговые, танкеры, военные - все славились высокими стандартами.

 Сердцем Сточни и гордостью Польши стал колоссальный “Колумбус I” - образцовое судно, один из крупнейших кораблей планеты того времени. “Колумбус I” затем был передан Англии в качестве военной компенсации, а его близнец “Колумбус II” затонул после встречи с английским эсминцем в 1939 году.

 ВОЕННЫЕ ГОДЫ И НОВОЕ НАЧАЛО

Еще в 1890 году рядом возник второй крупный судостроительный завод, который строил транспортные, пассажирские и военные корабли. С началом Второй мировой войны обе верфи попали в тиски Третьего рейха, а после ее окончания оказались сильно разрушены. На базе этих двух заводов в 1945 году и появилась Гданьская судоверфь (Сточня) - под этим именем предприятие и получило наибольшую славу.

 В 1949 году правительства Польши и Советского Союза подписали договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. Это соглашение привело к тому, что советские власти разместили заказы на изготовление многих морских судов на польских верфях. Сточня была не только расширена, но и модернизирована. Работа на Гданьской судоверфи имени В.И. Ленина (так называлось предприятие с 1967 по 1989 год) давала возможность не только освоить профессию, но и получить высшее образование, а также повысить квалификацию.

Как это характерно для крупных промышленных центров, большинство новых сотрудников составляли молодые люди из глубинки, часто из деревень и небольших городков. Для них возможность работать на верфи в Гданьске была особой честью: Сточня была не просто рабочим местом - этот бренд был хорошо известен в мире.

ИСЧЕЗНУВШИЙ ГОРОД

Недавно мне удалось увидеть гданьскую Сточню своими глазами. Наш проводник - бывший рабочий завода и участник движения “Солидарность”, основатель заводского музея Ярослав Журавиньский - превратил экскурсию в захватывающую одиссею, путешествие через времена и события.

Мы узнали, что в истории Сточни, помимо развития и прогресса, были и трагические моменты. Одним из таких был пожар на судне “Конопницкая” в 1961 году. В машинном отделении сухогруза, стоявшего на завершающей стадии строительства в бассейне рядом со столярной мастерской, вспыхнул сильный пожар. Его причиной стали спешка и беспорядок на борту, где велись взаимоисключающие сварочные и монтажные работы. Несмотря на спасательную операцию, жизнь потеряли 22 работника верфи и сотрудники сторонних компаний.

Спасательная операция оказалась неэффективной из-за несогласованности процесса, было совершено множество ошибок, повсюду царил хаос. Впоследствии несколько руководителей было осуждено, но руководство завода осталось безнаказанным. Служба безопасности жестко контролировала расследование и требовала полного молчания по этому вопросу, угрожая санкциями.

- Пожар на “Конопницкой” оставил невосполнимую утрату и не прошел бесследно для дальнейшей работы на Сточне, - вспоминает Ярослав Журавиньский. - Руководство пересмотрело свое отношение к обучению технике безопасности.

Территория современного завода, которую нам удалось увидеть, казалась пустынной. Было ощущение, словно на некоторых немалых участках земли должны располагаться какие-нибудь постройки. Опередив любопытные вопросы, Ярослав поведал:

 - Раньше на этом пустыре были больница, спортивный клуб, концертный зал, кинотеатр, столовые, школа... Это был целый город. Главное, никто никогда не голодал: голод мог быть повсюду - но не на Сточне. Были у нас пекарни, где семь дней в неделю выпекались булки. Каждый работник получал свою порцию энергии, обязательно, иначе никакой работы бы не было... Никто не нуждался. Вот здесь была больница, каждому полагалась медицинская помощь: руку ты там ушиб или даже просто палец порезал, всегда мог и должен был обратиться за помощью.

Жизнь, о которой рассказывает Журавиньский, кипела здесь вплоть до кризиса, связанного со сменой политического строя (в 1989 году Польская Народная Республика трансформировалась в Третью Речь Посполитую, а гданьская судоверфь им. Ленина - в акционерное общество), а затем и банкротства верфи в 1990-х годах.

Занимавшая площадь 165 га Сточня в лучшие времена давала до 20 тысяч рабочих мест. Это действительно был настоящий город - с магазинами, кинотеатром, яслями и детсадом, больницей, всемирно известным клубом RKS Stoczniowiec, библиотекой, общественным центром, многочисленными буфетами, киосками, телефонной станцией, полицейским участком и даже воинской частью. Здесь были километры дорог и улиц с собственными названиями, пути различной ширины, подъездные пути, поворотные круги и другая железнодорожная инфраструктура. Железнодорожный транспорт был основным средством снабжения завода: каждый производственный цех и склад был соединен с линией путей.

Верфь стала знаковой для жителей Гданьска задолго до августовской забастовки 1980 года. Почти в каждой семье был кто-то, кто там работал, или были друзья, работавшие на верфи. К ней относились как к зенице ока - она была витриной пропаганды Польской Народной Республики.

ЭПИЦЕНТР БОРЬБЫ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Журавиньский поделился воспоминаниями, как Сточня становилась колыбелью “Солидарности”.

 В 1970-х и начале 1980-х годов судостроительный завод стал эпицентром борьбы за рабочие права и за изменения в политической системе, а также местом организации забастовок и протестов, количество участников которых достигало десятков тысяч. Забастовка на Сточне и привлекла внимание местных властей, и стала катализатором для образования независимого профсоюза “Солидарность”.

 Главные требования рабочих верфи носили не только экономический характер (повышение зарплат, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда), но и политический: гарантии свободы слова и собраний, признание независимого профсоюза “Солидарность”. Подтверждая обоснованность требований рабочих того времени, Ярослав, как непосредственный участник движения “Солидарности”, с нескрываемым возмущением вспоминает:

 - Условия труда на заводе были тяжелыми, убиться в те времена можно было легко, это правда. Где-то там человек заболтался, сглупил или пошел туда, куда не должен был… Во времена протестов на территории завода возле главных ворот был возведен памятник погибшим рабочим (судоверфь была одним из мест массовых волнений в Польше в декабре 1970 года).

 Сегодня эти три высоких креста с якорями, будто растущие из земли, кажутся просто памятником, но наш экскурсовод начал свое повествование именно с него. Ярослав говорил о нем так долго и с такой увлеченностью и гордостью, что на наших глазах “просто памятник” обретал вес, становился выше и величественнее.

 ОТ КРАЯ БАНКРОТСТВА К СИМВОЛУ ГОРДОСТИ

 После падения коммунистического режима были и кризисы, и экономические затруднения: Сточня оказалась на грани банкротства. Однако завод смог избежать финансовой катастрофы. На фоне замедления активности в судостроительной сфере Польши Сточня держится на плаву, несмотря на давление, которое на нее оказывает Евросоюз. С конца прошлого века на ее территории работают несколько частных судостроительных и судоремонтных компаний, крупных и мелких. Поэтому и сегодня Сточня - один из ведущих судостроительных конгломератов в Польше и Европе. Здесь не просто строят суда - здесь создаются морские эпопеи.

Глядя на величественные контуры верфи, нельзя обойти вниманием ее старые здания. Многие из них подверглись воздействию природных стихий или человеческому вмешательству, однако ветеран завода Ярослав Журавиньский выражает надежду на их восстановление в будущем. Он рассказывает о планах реставрации и адаптации исторических зданий.

 - То, что вы видите, включая этот музей, - уже восстановленные здания. В планах - еще два огромных корпуса. Что касается профсоюзной жизни на Сточне, она остается очень активной.

Профсоюз гарантирует своим членам защиту на всех фронтах: в отстаивании прав на справедливую зарплату и безопасный труд, в юридической поддержке в судах, в страховании, обучении, отдыхе. “Солидарность” на верфи - это и гарантия материальной поддержки работников, потому что профсоюз предлагает массу финансовых льгот и выплат в различных жизненных случаях.

*   *   *

 Колыбель “Солидарности” и демократии, Сточня оказалась местом, где история переплетается с современностью. Здесь каждая деталь, каждый док, каждая балка прячет тайну истории Польши.

Журавиньский показал нам не только всем известные площади и здания верфи, но и организованный им самим музей, наполненный предметами из прошлого, которые бывшие работники Сточни отдавали Ярославу для его коллекции.

 Это уютное место, наполненное атмосферой трудового быта обычных рабочих. Коллекция включает набор совершенно разных вещей - от простых газет того времени до различной техники. Больше всего внимание к себе притягивают снимки из жизни сточневцев в прошлые годы, удостоверения участников движения “Солидарности”.

Экскурсия оказалась не просто путешествием по пространству Сточни, но настоящим временным мостом, соединившим нас с героическим прошлым Гданьска

Источник: Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 

Все новости ПП

Анекдот от профсоюза

Математики признали, что следующей по сложности после теоремы Ферма стоит формула начисления пенсий.