ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Количество природных катастроф в РФ за 40 лет увеличилось более чем в 4 раза
До 2014 г. - Профсоюз астраханских судостроителей и судоремонтников
Общественная организация
«Промышленный профсоюз»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Количество природных катастроф в РФ за 40 лет увеличилось более чем в 4 раза

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Количество природных катастроф в РФ за 40 лет увеличилось более чем в 4 раза

Какие риски несет изменение климата для экономики

Ведомости от 24.03.20

 

В этом году на международном экономическом форуме в Давосе климатические изменения были названы одной из наиболее значимых угроз, с которой сталкивается современное человечество. Журнал Time, отмечая очевидный климатический фокус в программе, выпустил статью с заголовком «Как Давос превратился в конференцию, посвященную проблемам изменения климата». Тот факт, что одна из самых статусных площадок для обсуждения экономических и геополитических вопросов уделила такое внимание теме климата, говорит о том, что эта проблема перестала быть темой исключительно экоактивистов и прочно легла на стол капитанов мирового бизнеса. В России же она пока волнует, скорее, тех, кто работает на зарубежных рынках или привлекает иностранных инвесторов. Между тем те изменения, которые происходят на планете, несут очень существенные риски — и для населения России, и для бизнеса, которые нельзя игнорировать.

Что происходит? В 1880-х годах человечество впервые начало фиксировать температуру на поверхности Земли. С тех пор ее среднее значение увеличилось больше чем на 1 градус по Цельсию и, по разным оценкам, к 2050 году может возрасти до 2–5°С. Причина этих явлений — так называемый «парниковый эффект», открытый в 1824 году Жозефом Фурье. Ключевая роль диоксида углерода и других парниковых газов в формировании «парникового эффекта» была установлена в 1896 году шведским химиком Сванте Аррениусом. В самом общем виде концепция парникового эффекта заключается в способности присутствующих в атмосфере молекул парниковых газов (водяной пар, углекислый газ, метан, закись азота и другие) аккумулировать энергию теплового излучения, отраженного от поверхности Земли, что вызывает дополнительное нагревание атмосферы.

Углекислый газ входит в состав атмосферы, его выделение связано со многими естественными процессами. Поглощается он зелеными растениями. Однако есть еще и объемы газов, которые высвобождаются при сжигании ископаемого углеродсодержащего топлива. Нарушение этого баланса приводит к опасному росту концентрации парниковых газов, в частности диоксида углерода. Объем ежегодных антропогенных выбросов в настоящее время составляет более 50 млрд тонн СО2, в результате чего текущая концентрация углекислого газа в атмосфере достигает 415 ppm (частиц на миллион) — это рекорд за последние полмиллиона лет.

Почему это проблема? Повышение температуры атмосферы приводит к глобальным климатическим изменениям, что прежде всего выражается в росте числа неблагоприятных климатических явлений: пожаров, смерчей, тайфунов, наводнений, засух и т.д. Многообразие неблагоприятных эффектов, связанных с климатическими изменениями, не ограничивается только погодными явлениями. Негативному влиянию подвергаются все значимые для человека элементы окружающей среды: доступность водных ресурсов, пищевая безопасность, санитарно-гигиенические и экологические аспекты, а также социальные отношения. Появилось новое для человечества явление — климатическая миграция — необходимость переселения массы людей из-за недоступности или недостатка жизненно важных ресурсов. По данным ВОЗ, в 2017 году она составила 22 млн человек. Рисунок 1 наглядно представляет вероятные последствия увеличения температуры по данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).

По данным Росгидромета, среднегодовая температура на территории Российской Федерации растет более чем в 2,5 раза быстрее глобальной, со скоростью 0,45оС за 10 лет, и особенно быстро — в полярной области, где скорость роста достигает 0,8оС за 10 лет (Таймыр). Также на территории России продолжает наблюдаться рост годовой суммы осадков: со скоростью 2,1% за 10 лет. Проблема климатических изменений выглядит особенно тревожно при анализе роста частоты природных катастроф на территории РФ: за последние почти 40 лет их количество возросло более чем в 4 раза (см. рисунок 2).

Повышенная скорость роста температуры на территории России обусловлена во многом климатическими особенностями нашей страны — наличием на значительной территории сохраняющегося большую часть года снегового покрова, отражающего солнечную радиацию. Потепление приводит к сокращению его площади и дополнительному нагреву приповерхностного слоя атмосферы.

Как это касается бизнеса? Прямой и самый очевидный эффект климатических изменений — это проблемы, связанные с нарушением функционирования объектов инфраструктуры. В арктической зоне активы добывающих компаний подвергаются существенным рискам из-за таяния многолетней мерзлоты. Она занимает 65% площади Российской Федерации, а ее толщина достигает 1500 метров. Воздействие климатических изменений на многолетнюю мерзлоту вызывает деструктивные процессы, такие как термокарст (провал рельефа), пучение, наледи, солифлюкция (стекание грунта), курумы (скопления каменных глыб). Особенную опасность представляют термокарстовые процессы, развивающиеся вблизи гидротехнических сооружений на объектах добычи полезных ископаемых. Они могут приводить к разрушению дамб, прорыву хвостохранилищ (сооружений, предназначенных для захоронения радиоактивных или токсичных отходов) и значительному ущербу, связанному с затоплением и загрязнением обширных территорий.

Большинство ученых едины во мнении, что единственным адекватным ответом на климатический вызов является сокращение выбросов и переход на низкоуглеродную модель развития. Налоги и квотирование выбросов парниковых газов — одно из средств регулирования, применяемое в рамках действий по предотвращению климатических изменений на национальном и международном уровне. Как любая издержка, углеродный налог, как правило, сказывается на цене товара, что делает углеродоемкую продукцию менее конкурентоспособной. Еще один рыночный вызов связан с возрастающим влиянием показателей углеродоемкости продукции на предпочтения потребителей: крупные потребители, имеющие свои цели в области низкоуглеродного развития, все чаще отказываются от товаров, имеющих высокий углеродный след в пользу низкоуглеродных аналогов.

Многие рейтинговые агентства оценивают экологическую результативность компаний в зависимости от тех усилий, которые они прикладывают для того, чтобы их деятельность была максимально бесследной для планеты. В скором будущем эти рейтинги могут играть ключевую роль в определении возможности доступа производителя на международные рынки.

Что делать, чтобы сократить свой углеродный след? Учитывая новые рыночные реалии, сокращение углеродоемкости продукции (или ее углеродного следа) становится одной из приоритетных задач. Углеродный след продукции (УСП) — это совокупность выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла продукции. Снижение УСП возможно двумя путями: первый — сокращение выбросов в рамках существующих производственных процессов. Достигнуть существенных результатов здесь возможно путем модернизации производства и внедрения наилучших доступных технологий. Второй путь — сокращение выбросов в цепочке поставок, в том числе активное использование возобновляемой энергетики в качестве источников энергоснабжения.

Разработкой и реализацией стратегий низкоуглеродного развития занимаются многие ведущие компании. Среди них — лидеры наиболее углеродоемких отраслей: нефтегазовой, энергетической и горно-металлургической. Гиганты нефтедобычи Equinor и Shell инвестируют в строительство объектов возобновляемой энергетики, ПАО «Газпром» последовательно реализует меры по сокращению выбросов метана при осуществлении технологических операций, металлургическая компания Arcelormittal разрабатывает и внедряет технологию безуглеродного прямого восстановления железа с помощью водорода, который производится за счет использования ВИЭ. Одним из примеров эффективной реализации стратегии, направленной на снижение УСП, является выпуск компанией «РУСАЛ» нового бренда низкоуглеродного алюминия ALLOW. Углеродный след этого продукта в три раза меньше, чем средний отраслевой показатель.

Другим не менее важным направлением низкоуглеродного развития является компенсация углеродного следа — например, посадка лесов или переход к устойчивым практикам лесопользования, обеспечивающим охрану лесов и высокий уровень поглощения углекислого газа.

Как сообщить потребителям и инвесторам о результативности в области низкоуглеродного развития? В ситуации запроса со стороны общества и регуляторов, помимо традиционной финансовой отчетности, также появилась углеродная отчетность. Она содержит подробную информацию о совокупном объеме выбросов парниковых газов от производственных активов, управляемых отчитывающейся организацией. Как правило, в ней приводятся данные о прямых и косвенных энергетических выбросах парниковых газов, источниками которых являются в первом случае непосредственно производственные процессы, во втором — производство потребляемой энергии на внешних объектах генерации. В отдельных случаях организация может принять решение о раскрытии информации о выбросах в цепочке поставок.

Требования и лучшие практики по раскрытию вышеуказанной информации о выбросах парниковых газов содержатся в международных стандартах и руководствах. Наиболее известными являются международные стандарты серии ISO 14064, ISO 14067, GHG protocol и другие. Также раскрытие информации о выбросах парниковых газов осуществляется в рамках проектов различных рейтинговых агентств и специализированных организаций. Наиболее известными среди них являются TCFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures) и CDP (Carbon Disclosure Project).

Разработка нефинансовой отчетности и раскрытие информации о выбросах парниковых газов в настоящее время являются ключевыми инструментами управления рисками, связанными с углеродным регулированием и изменением поведения потребителей и инвесторов под влиянием международных иициатив в области предотвращения климатических изменений. Однако наиболее важным результатом этой работы является определение основных стратегических задач управления климатическими рисками и реализации возможностей (а они тоже есть), возникающих в рамках климатической повестки.

Анекдот от профсоюза

Физрук Виктор Мирославович уже 2 сентября разрешил называть себя просто Виктор. После услышанного за день: Милосралович, Мимосралович, Малосралович.